Вечный бой за "топливный" акциз

комментировать

Сколько существует топливный рынок, столько идет борьба за акциз. Исчисляемый миллиардами гривен, этот трофей манит огромное количество джентльменов удачи, пытающихся отнять его у государства.

Борьба эта крайне захватывающая. Начало она берет с печально известных предприятий с иностранными инвестициями, через которые шел весь импорт нефтепродуктов в страну в конце 90-х. Кто помнит, их еще называли «бизонами» (крупное ПИИ тех времен носило имя «Бизон»). Свои льготы при растаможке подакцизных товаров эти предприятия отстояли в неподкупных украинских судах, которые признали за ними право на использование налогового и таможенного режимов 1991-1992 годов, когда в Украине не было ни НДС, ни акциза.

Эти «отрыжки» случались вплоть до 2010 года, когда из небытия на сцену вышла дочерняя компании одного из ПИИ – «Ливела». За считанные месяцы через нее начало заходить без налогов более 30% всего топлива. Правда, тогда эту лавку достаточно быстро прикрыли, видимо, сказалась юность президентской команды Виктора Януковича. Как водится, на месте фирмули нашли три стола и три стула, разумеется, никто не сел.

На смену «Ливеле», которая хоть как-то пыталась обложиться бумагами о своем благородном ПИИ-шном происхождении и на этом основании осуществить безналоговый ввоз, пришли совсем брутальные схемы контрабанды. Группа компаний под кодовым названием «Газ Украина 2020» завозила миллионы тонн нефтепродуктов якобы для дальнейшего экспорта, но на деле распродавала их без растаможки внутри страны. Чем это все закончилось, знают все.

На смену массовым контрабандным схемам в 2014-2015 годах пришли контрабандные схемы поменьше, преимущественно через периферийные порты на Черном море (Скадовск, Николаев, Очаков, Голая Пристань, Килия, Рени и т.д.). Проблема была решена в мае-июне 2015 года после смены команды Государственной фискальной службы и СБУ, в частности руководителя отдела «К» (недавно выяснилось, что уволенный деятельно обладает разнокалиберной элитной недвижимостью в особо крупных размерах).

Однако главной проблемой в 2014-2015 году был фальсификат. Бензин начали «бодяжить» все кому не лень. Благо, для этого были созданы все условия: в достатке было как сырье (прямогонные фракции, стабильный бензин и даже обычный газовый конденсат), так и октаноповышающие присадки и компоненты. Центры производства «бодяги» сразу стали видны по железнодорожным станциям прихода компонентов для выпуска моторных топлив – Васильков, Мироновка, Переяслав-Хмельницкий, Днепродзержинск… Одно из таких крупных производств вскрылось, когда летом 2015 года загорелась нефтебаза БРСМ в Василькове…

Проблему фальсификата во многом решили участники топливного рынка. (Или вы думали, что у нас реформы делают чиновники?). В рамках закона о бюджете на 2016 год они инициировали увеличение и введение акцизов на компоненты кустарно производимых топлив, тем самым сделав их выпуск экономически невыгодным. Вторым ударом стал запуск с апреля 2016 года системы электронного администрирования акцизного сбора на нефтепродукты, который был призван создать прозрачную цепочку движения нефтепродуктов от границы или НПЗ до «пистолета». Ранее же неизвестно откуда на рынок выплывали огромные объемы бензина. Система усложнила «бодяжникам» жизнь, но не лишила их ее. Безусловно, остался и совсем «черный» сегмент, где весь бизнес делается за кеш.

Как бы там ни было, а пока комплекс мер, инициированный крупнейшими нефтетрейдерами, дал следующий результат: объемы «безналогового» рынка бензина в 2016 году оценочно составят 195 тыс. т, тогда как в 2015 году эта цифра была в два раза выше – 440 тыс. т, а в 2014 году – в 3,5 раза (675 тыс. т).

Схватка за «топливные» акцизы продолжается и сегодня. Как ни странно, но этот бой идет с теми, кто больше всего заинтересован в наполнении казны. С Минфином. Объединения нефте- и газотрейдеров, Госфискальная служба и «налоговый» комитет Южаниной в парламенте в один голос призывают Министерство финансов ликвидировать так называемый розничный акциз, который привел к расцвету нелегальных заправок сжиженным газом и дизтопливом и создал огромный коррупционный поток наличности (торговля ведется без кассовых аппаратов), который во многом идет в карманы чиновников за право вести нелегальный бизнес. По данным киевского мэра Виталия Кличко, Киев недоберет в 2016 году 222 млн грн розничного акциза с топлива. В целом же по стране «минус» может растянуться на 2 млрд грн.

Что предлагается сделать? Налог с заправок перенести в базовый акциз, взимаемый на границе и на таможне, а затем «расщеплять» по регионам, которым этот налог причитается (в 2016 году состоит в среднем 1,20 грн/л). На протяжении всего года Минфин вроде как поддерживал инициативы бизнеса и самих регионов в лице КГГА и Ассоциации городов Украины, но на стадии бюджетного процесса неожиданно для всех отказался имплементировать эти наработки. При этом никаких своих предложений ни сам министр Данилюк, ни его профильные заместители Капинус и Марченко не представили. А речь идет не только о выводе из тени 2 млрд грн для местных бюджетов, но еще и о получении центральным бюджетом около 6,5 млрд грн…

Такой странный этап борьбы за акцизы, когда бизнес решает за правительство задачу увеличения бюджетных поступлений, тоже закончится и закончится успешно. Но жалко времени и денег, которые потеряет и бизнес, и казна, пока в «минфиновских» головах наступит просветление. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: