Образование станет эффективнее

комментировать

Заявления представителей Министерства образования и науки об изменениях модели финансирования системы высшего образования напрасно не получили должного резонанса.

Потому что ситуация выглядит так, что как было, уже никогда не будет. Не будет финансирования неэффективных вузов, неэффективных научных разработок,  и прочей «липы». Не будет вовсе не потому, что правительство такое жадное или неумелое. А исключительно потому, что взять деньги в прежнем объеме для последующей раздачи попросту негде. К тому же, думаю, все согласятся с тем, что тратить ресурсы на всевозможные «не» в условиях войны - слишком большая роскошь.

К чему это приведет? К неизбежной коренной реформе всей системы, к уходу с  рынка образования неэффективных вузов, повышению ответственности оставшихся игроков и улучшению качества обучения.

Так случилось, что у меня сложилось более или менее «объемное» видение ситуации в сфере образовании, поскольку в свое время я имел возможность оценивать ее как потребитель  подготовленных кадров (будучи руководителем ИТ-фирмы), а теперь могу оценивать положение дел изнутри (как и.о. ректора ХНУРЭ). И вот вкратце, что, на мой взгляд, произошло, и что будет дальше.

Образование как таковое все последнее время  развивалось по экстенсивному пути: количество вузов увеличивалось, при этом уровень преподавания снижался, а разрыв с реальными потребностями работодателей не только не сокращался, а даже нарастал. Система высшего образования превратилась в бизнес, в котором качество было принесено в жертву количеству.

Сейчас, когда поддерживать всю эту разросшуюся махину государство оказалось не в состоянии, все вузы будут поставлены в ситуацию финансовой автономии. Вот и здесь и станет понятно, кто чего стоит на самом деле. Заметим, что доказывать свою состоятельность сегодня нужно будет в условиях глобальной конкуренции, когда часть европейских стран вообще переходит на бесплатное образование.  В этой ситуации, конечно, наши вузы будут вынуждены не только оптимизировать свою структуру, резко повысить качество обучения и внедрить современные системы управления, но и будут поставлены перед необходимостью искать дополнительное финансирование и на текущее существование, и на развитие, что даст новое дыхание частно-государственному партнерс тву.

Очень надеюсь, что вслед за предоставлением финансовой автономии (что должно сопровождаться и максимальной свободой действий для менеджмента вузов) следующим шагом станет внедрение ваучерного образования, последовательным сторонником которой я являюсь.  Мы в любом случае не сможем тотально перевести студентов на контракт, ведь далеко не все толковые студенты могут платить за свое образование, но и тратить деньги на их обучение так, как сейчас, дальше просто невозможно. Суть ваучерного образования – долгосрочная мотивация на основе бюджетного возвратного финансирования: в этой модели государство адресно выделяет деньги на обучение конкретного студента как беспроцентный кредит, который через 5-7 лет после окончания вуза должен быть возвращен государству. Такая схема стала бы реальной альтернативой нынешней форме бюджетного финансирования.

Еще одна важная составляющая, которая претерпит изменения – существование науки. Наука, которая не дает финансового результата (может быть, за редким исключением) лишится поддержки МОН. Значит, ученым нужно будет переключиться на плотную работу с потенциальными заказчиками. Искать деньги придется у крупных компаний в Украине, а также на Западе, значит, тематика прикладных исследований должна будет приноровиться к иным потребностям и стандартам.  Аналогично и фундаментальная наука должна будет искать новые источники финансирования. И здесь единственным реальным вариантом будет разворот в сторону Запада: включение в систему международных научных исследований, получение европейских и американских грантов. В такой ситуации в каждом вузе, где есть серьезная наука,  должно появиться подразделение фандрайзинга, которое будет заниматься привлечением таких дополнительных ресурсов.  Понятно, что это откроет принципиально новые возможности перед молодым поколением ученых, теми, кто имеет свежий взгляд,  идеи, хорошо ориентируется в современном мире, свободно владеет иностранными языками и т.д.

Надо ли говорить, что в этих условиях кардинально изменится роль руководства вузов? Не секрет, что годами главным талантом многих ректоров было выбивание в министерстве бюджетных денег. В новой системе координат на первый план однозначно выходят реальные менеджерские качества, связи, способность к коммуникации, способность адекватно реагировать на меняющийся мир и меняться самому.

Для кого-то эти изменения однозначно станут причиной падения и краха, но мы видим в них возможность свободного полета. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: