Что конкретно сделано в дерегуляции

комментировать

Сегодня быстрая дерегуляция возможна лишь там, где отсутствуют чьи-то интересы.

В 2015 году была заложена база для эффективной дерегуляции. При чем, реформу можно условно разделить на две части.

Искоренение схем, которые зажали бизнес во времена правления «семьи». Довольно быстро зачищались вопиющие и очевидные схемы, бизнес и общественность обращала внимание на такие случаи. Активнее всего процесс шел в начале прошлого года и ознаменовался большим количеством #перемог на ниве дерегуляции.

Второй этап дерегулирования начался в конце 2015-го и был значительно более сложным. Во-первых, иссяк перечень простых решений вроде «отменили старое – открыли путь новому». Во-вторых, те решения, которые предлагаются и будут предлагаться в ближайшем будущем, часто будут задевать интересы элит и крупного бизнеса, который живет за постсоветскими или коррупционными канонами. Очевидно, корректные и цивилизованные европейские инструменты будут наталкиваться на сопротивление и саботаж.

Рядовому украинцу довольно трудно понять, что представляет собой эта реформа и как дерегуляция улучшит его жизнь. Однако все очень просто. Основными задачами реформы являются: создание условий для спокойной работы малого и среднего бизнеса; уменьшение стоимости администрирования бизнеса; и как следствие создание благоприятной среды для внутренних и иностранных инвестиций и создание здоровой конкуренции. Отдельной задачей дерегуляции является гармонизация, согласование системы государственного регулирования и контроля с европейскими стандартами для полной интеграции Украины в Зону свободной торговли с ЕС и выполнение обязанностей в соответствии с Соглашением об ассоциации. Реформа является очень комплексной и рассчитана на 3-5 лет, один из которых уже позади.

В рамках первого этапа реформы была разработана обновленная Концепция дерегулирования, которая сосредоточивает внимание на построении эффективного регуляторного поля и на отмене неэффективных правил и норм.

Создан Офис эффективной регуляции (Better Regulation Delivery Office).

Минэкономразвития инициировало принятие изменений в Регламент КМУ, что существенно сокращает процедуру согласования дерегуляционных инициатив. Согласно предварительным данным исполнения первой составляющей дерегуляции (селективная дерегуляция) по результатам 2015 года составляет более 54%, а с учетом этапности - 72%. То есть с 212 инициатив полностью выполнено 114, 70 из которых было выполнено к формированию формального плана дерегуляции (распоряжение КМУ 357-Р), а также в Верховной раде зарегистрированы законопроекты с 22 инициатив (большинство одобрены в первом чтении). Проекты еще по 22 пунктам поданы на рассмотрение в КМУ, по 23 – на согласование в центральных органах власти, остальные – в разработке.

Среди наиболее заметных инициатив, которые были реализованы, можно выделить такие:

- отмена монополии Укрэкоресурсы и отмена требования заключения договоров утилизации тары и упаковки;

- отмена обязательной сертификации по 16 группам товаров, а также новых автомобилей;

- дерегуляция в морских портах;

- перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, сократился на 46% (с 56 до 30 пунктов);

- изменены правила на рынке утилизации моторных масел, в результате чего должны исчезнуть многомиллионные теневые схемы на этом рынке;

- отменен карантинный сертификат, который забирал у бизнеса почти 2 млрд. грн;

- более чем вдвое сократился срок выдачи фито-санитарного сертификата в портах (с 5 до 2 дней), что уменьшило стоимость его для бизнеса почти на 5 млрд. грн. в год;

- отменено около 13 тысяч советских ГОСТов;

- отменена справка-счет при реализации новых автомобилей;

- отменены или упрощены 22 разрешения в сфере сельского хозяйства, в том числе система регистрации удобрений, что должно существенно (на 30-50%) снизить стоимость удобрений в Украине путем открытия рынка для более дешевых европейских аналогов.

Что нужно для того, чтобы реформа продолжалась и не произошло искусственного торможения имплементации достижений прошлого года? Сформировать команду рыночных специалистов, которые бы получили полномочия продвигать все необходимые решения. Важно понять, что дерегуляция требует не политиков, а эффективных менеджеров, которые в совершенстве владеют инструментами бизнес-анализа и знают, как функционируют различные отрасли экономики. Их руками будут созданы новые регулятивные процедуры и системы, которые изменят старые коррупционные схемы, так же как электронные закупки ProZorro превращают постсоветское тендерное телефонное право в историю.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: