Какие банки выживут в Украине

комментировать

Сегодня НБУ обращает пристальное внимание на три аспекта работы банков: информацию о собственниках, подходы к риск-менеджменту и бизнес-модель.

С собственниками, вроде, разобрались: в 2014-2015 годах стали известны конечные бенефициары практически всех банков. Риск менеджмент в банках выстраивается благодаря внедрению Международных стандартов финансовой отчетности и Базельских принципов надзора, проведенным стресс-тестам и реализуемым планам по капитализации – банкирам становится слишком дорого неосмотрительно кредитовать. Начала формироваться и культура управления рыночными и операционными рисками банков. Теперь дело за построением понятных бизнес моделей.

В общих чертах бизнес модель банка можно описать с помощью 4 элементов:

  • кто является целевыми клиентами банка:  ритейл, корпоративный сегмент, другие банки, государство;
  • какие продукты предлагаются банком клиентам: депозиты, кредиты, транзакционный бизнес, платежные системы, инвестиционные продукты, отмывание денег;
  • как банк организовывает работу своих каналов продаж: с помощью сети отделений или без, с помощью альтернативных каналов и каких, как повышает производительность труда;
  • благодаря чему бизнес банка приносит прибыль акционерам: объемы продаж, ставки/тарифы, качество обслуживания, низкая себестоимость ведения бизнеса;

Базируясь на этой логике и профессиональном опыте, я составил следующую классификацию бизнес моделей украинских банков:

  1. Деньги есть – кому бы дать? Такая модель была свойственна иностранным банкам, которые зашли на украинский рынок в 2005-2008 годах. Дешевые ресурсы на европейском рынке, высокая маржинальность украинского бизнеса при очень низком проникновении продуктов в ритейл сегменте открыли новый Клондайк в Украине после Оранжевой революции. Денег раздали много. Собрали обратно далеко не все и не всё. Многие, кто не смог собрать выданные кредиты, убежали с украинского рынка, кто-то не успел… К такой модели можно также отнести и государственные банки – благодаря Минфину у них всегда деньги были, а из-за слабого корпоративного управления, кому давать, тоже быстро определялось за пределами этих банков. Удивительно, но сейчас снова начали появляться представители бизнеса со свободными ресурсами, которые смотрят на очищенный банковский рынок с интересом. Надеемся, что они изучат ошибки предшественников.
  2. Денег нет – у кого бы взять? Классический украинский банкинг многих (большинства) локальных собственников – банки, как бизнес, их не интересуют. Банки часто использовались, как пылесос для привлечения ресурсов, которые были остро нужны в других бизнесах этих собственников, за пределами банковского бизнеса (в сельском хозяйстве, строительстве, ТЭК и т.д.). Сеть таких банков развивалась по стране очень быстро – затраты на открытие особо не считались – ведь интересовала не прибыльность банковского бизнеса, а возможность снижения издержек при привлечении заемного капитала бизнесом собственников. Многим из таких собственников выход на внешние рынки заимствования был закрыт, вот и развивали они бизнес до 2014 года благодаря слабому надзору со стороны НБУ, низкой финансовой грамотности населения и красивым билбордам с широкими «вдумчивыми» улыбками. Некоторые ушли еще в 2008. Большинство не пережили кризис 2014-2015 годов из-за «набегов на банки», а после кризиса многие вкладчики все же стали умнее. Очень на это надеюсь…
  3. Свои деньги никому не отдам – кэптивный банкинг, бизнес модель украинского «доверительного» банкинга, а точнее недоверчивого. Другими словами, собственник банка имеет бизнес за пределами банковского сектора, часто многопрофильный, расположенный в разных уголках Украины, часть бизнеса – серая, часть – совсем черная. Не доверишь же такое добро (валютный контроль, финмониторинг, покупку валюты, выдачу кредитов, распоряжение остатками на счетах) кому-то «чужому». Вот и приходилось создавать собственные банки, казначейства и расчетные центры внутри своих корпораций. На обоих сторонах баланса – свои компании, и их зарплатные проекты. Кредитование компаний в таком случае – это простое перекладывание денег из одного кармана в другой, свой же, при безумно низкой системе организации кредитного процесса. Внешние клиенты не в почете. Сотрудники не профессиональны, но лояльны. Оценка кредитоспособности применялась для оправдания управленческого решения о выдаче кредита – т.е. решение уже есть, его надо было только оправдать. Таких банков было много. Но будет гораздо меньше. Они или вообще закроются – слишком дорого стало иметь внутренние финансовые центры – дешевле пользоваться услугами нормальных банков.
  4. А почему бы и нет? Бизнес модель локальных банков, которая была распространена с начала 90-х до середины 2000-х. Для чего создавали банки, не очень было и понятно. Создать банк было дешево. Надзорные требования и требования к капиталу не серьезны. Футбольный клуб уже был. Журнал свой собственный, а, может, и даже целый ТВ-канал где-то в регионе тоже был. Почему бы не создать и банк – вон у соседа по трибуне (городу, партии) уже есть. Много таких банков было создано. Большинство из них были закрыты на разных этапах развития банковской системы, так как отсутствие понимания механики банковского бизнеса, принципов кредитования, важности доверия, ответственности перед клиентами привели просто к потере денег этими нерадивыми собственниками. Некоторые еще и репутацию потеряли. Сейчас некоторые из таких банков самоликвидируются, потому что понимают, что время банка, как бизнеса «для жены и дочки», уже прошло. Другим я бы посоветовал посмотреть на модель 6.
  5. Создам и продам! Это  модель, по которой развивались многие банки в 2006-2007 году, наращивали свои активы, выдавали кредиты, открывали отделения – только для того, чтобы создать «потемкинские деревни» и продаться подороже. Некоторым удалось. Но не всем. Многие собственники надеются и сегодня, что найдется кто-то, кто купит в конце концов самое ценное, что у них есть – банковскую лицензию. Потому что ничего больше ценного в таких банках нет, только лицензия. В 2012-2013 годах был зарегистрирован десяток банков «на продажу» - в них устанавливались одни и те же программные комплексы, работали одни и те же «команды менеджеров», спешно перебегающие из одного банка в другой при продаже. А зачем нужны банки, кроме продажи, собственники в принципе не знают. Не все из них хотят ликвидироваться самостоятельно, даже если нет у них понимания в банковском бизнесе. Многие из таких банков относятся сегодня к кластеру «замороженные» в классификации НБУ – вы их можете найти на дне второй группы классификации. На всех покупателей не хватит, особенно при растущих требованиях к объему и чистоте капитала банков.
  6. Понимаю в банковском бизнесе, хочу и могу им заниматься. Это единственно жизнеспособная модель, которая при прозрачных сильных собственниках и адекватном риск менеджменте может приносить этим собственникам прибыль именно в банковском бизнесе. Для реализации такой модели важны хорошо продуманная система корпоративного управления, четкая и понимаемая стратегия, сильный профессиональный менеджмент и слаженная мотивированная команда, отточенные и проработанные процессы, инновационные технологические решения и осторожное отношение к кредитной, ценовой политике и политике по управлению активами и пассивами. И тогда из этой бизнес модели могут вырасти сильные розничные, корпоративные, частные, инвестиционные или универсальные банки. Банки, которые фокусируются на отдельных отраслях или регионах; специализирующиеся на потребительском кредитовании, малом бизнесе, межбанковском клиринге или транзакционном банкинге; развивающие платежные решения для массового клиента или фокусирующиеся на безукоризненном сервисе для обеспеченных клиентов. У каждого из таких банков будет своя бизнес модель: свои клиенты, продукты, каналы продаж и способ зарабатывания денег. Построение такой системы устойчивых банков для обеспечения финансовой стабильности и способствования экономическому росту является одной из целей банковской реформы.

У банков без понятной, адекватной, продуманной бизнес модели будущего в Украине нет, но это не значит, что надо сетовать на НБУ и искать пути ничего не делать – жить «по-старому» уже не получится. Собственникам банков надо взять себя в руки, сесть за стол со своими стратегами и начать думать уже сегодня над жизнеспособной и прибыльной бизнес моделью банка будущего.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: