Проверка е-деклараций под вопросом

комментировать

Глава Государственной налоговой службы господин Роман Насиров публично сообщает о том, что налоговая берется за проверку e-деклараций уже с этой недели.

Давайте разберемся, готово ли к такому повороту событий украинское законодательство, ведь Закон Украины «О противодействии коррупции», который сейчас регулирует декларирование, не содержит упоминания о полномочиях налоговой проверять декларации.

В текущей редакции Закона речь идет только о том, что проверку своевременности подачи, правильности и полноты заполнения, логический и арифметический контроль, а также полную проверку деклараций проводит Национальное агентство по противодействию коррупции.  Более того, поскольку декларирование распространяется и на сотрудников ГФС в том числе, то возникает вопрос: каким же образом ГФС собирается проверять е-декларации своих же сотрудников?

Не хочется утомлять читателя ссылками на законы, но, дьявол, как говориться, в деталях. Напомню, что до Закона Украины «О противодействии коррупции» работал другой Закон, который назывался «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 г. (назовем его Старый закон о коррупции). Согласно ч. 9 ст. 12 этого Старого закона о коррупции, проверка достоверности сведений, указанных в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера действительно осуществлялась центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, то есть – ГФС.

Во исполнение этой нормы был принят Приказ Минфина от 13.03.2015 г. №333 «Об утверждении Порядка осуществления проверки достоверности сведений, указанных в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера» (назовем его – Порядок 333).

Руководствуясь Порядком 333, органы ГФС имеют право:

  • получать копии деклараций;
  • анализировать их на предмет соответствия налоговой информации, которая имеется в распоряжении органа ГФС, проводить арифметический контроль;
  • направлять запросы в другие органы для получения информации относительно сведений, отображенных в декларациях;
  • и финальное – направлять запросы субъекту декларирования с целью получения пояснений/документов в случае расхождений между сведениями декларации и информацией, которая имеется в налоговом органе.

Соответственно, ГФС может только спросить, а декларант имеет право предоставить или не предоставить в течении определенного срока (15 рабочих дней) свои пояснения.

По результатам проверки орган ГФС формирует вывод о результатах проверки, а в случае установления недостоверности сведений, указанных в декларации – направляет письменное уведомление руководителю органа, где работает субъект декларирования, и специально уполномоченному субъекту в сфере противодействия коррупции (в прокуратуру, МВД, НАБУ и тп).

Выглядит, конечно, угрожающе, однако, есть несколько существенных моментов, касающихся указанных выше нормативных документов (Закона и Порядка 333):

Во-первых, Старый Закон Украины о коррупции утратил силу с 01.09.2016 г., а Порядок 333, который хотят применять фискалы, был принят во исполнение ч.9 ст.12 этого Закона. Напрашивается вывод, что Порядок 333, как подзаконный документ, также должен утратить силу, хотя он и значится формально как действующий. Но, украинские ПОДЗАКОННЫЕ нормативные акты могут жить своей жизнью, без своих материнских законов.

Во-вторых, Порядок 333 содержит положения, которые явно свидетельствуют о том, что проверяется достоверность деклараций, которые в последний раз были поданы в апреле в бумажном виде. В частности п.11-15 Порядка 333 содержат ссылки на разделы деклараций, которые не соответствуют той форме декларации, которая утверждена Решением НАПК №3 от 10.06.2016 г. Непонятно, как ГФС решит эту дилемму.

Возможно, Роман Михайлович имел в виду другой документ, который даст ему право проверять е-декларации, например, приказ Минфина от 14.03.2013 г. №395 «Об утверждении порядка оформления результатов документальных проверок соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, контроль, за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, налогоплательщиками – физическими лицами» (Назовем его Порядок 395)

Минфин этим порядком дал понять, что Гл.8 Разд.2 «Проверки» Налогового кодекса распространяется в том числе на проверки ФИЗЛИЦ, которые могут быть плановые, внеплановые, невыездные. Плательщики могут быть приглашены для проведения проверки в налоговый орган, и результаты проверок оформляются в виде Акта или Справки. Но государственные служащие – это не обычные физлица. И основная цель анализа их деклараций – это выявление потенциальной коррупционной составляющей. Порядок №395 больше подходит для проверок самозанятых лиц, чем обычных физиков, и он вообще не касается текстуально проверок е-деклараций.

Итак, имеем вопрос: так все-таки Порядок 333 или 395? Какой же из документов регулирует процедуру проверки ГФС е-деклараций? Ведь государственный орган должен действовать только так, как предусмотрено законом, если верить Конституции.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: