Есть ли жизнь после Киевэнерго

Соглашение с ПАО Киевэнерго столичная мэрия может продлить на 4 месяца
Новость об этом облетела украинские медиа и, наверняка, у многих вызвала недоумение. Ведь руководство города неоднократно обещало, что ни в коем случае не будет продолжать договор. Надо понимать, что посреди отопительного сезона невозможно поменять поставщика услуг. В нашем случае, собственно, окончание действия соглашения придется на экватор
комментировать

Соглашение с ПАО Киевэнерго столичная мэрия может продлить на 4 месяца.

Новость об этом облетела украинские медиа и, наверняка, у многих вызвала недоумение. Ведь руководство города неоднократно обещало, что ни в коем случае не будет продолжать договор.

Надо понимать, что посреди отопительного сезона невозможно поменять поставщика услуг. В нашем случае, собственно, окончание действия соглашения придется на экватор сезона. Поэтому высока вероятность, что на несколько месяцев нам придется продлить договор с Киевэнерго. Это вынужденный шаг, потому что мы должны доработать отопительный сезон. В противном случае рискуем оказаться в Алчевске в 2006 году, когда город оказался в коммунальной катастрофе и жители посреди зимы остались без отопления.

Стоит осознавать, это не просто прекращение юридического акта между городом и частной компанией по управлению тепловыми активами, а вопрос будущего всего теплоэнергетического комплекса столицы.

Договор между городом и компанией Киевэнерго об управления коммунальными теплоэнергетическими активами Киева был заключен в 2001 году. Тогда предприятие имело статус акционерной энергоснабжающей компании, где владельцем 50%+1 акции была государство, а 12,7% акций владел город. Десять лет назад через сомнительные схемы, которые с 2014 года расследуются Генпрокуратурой, муниципальная доля была отчуждена частным компаниям, которые в свою очередь продали ее холдингу ДТЭК Рината Ахметова. После покупки доли государственных акций доля холдинга достигла более 72,4%.

Тогдашнее руководство столицы объясняло, что приход частного инвестора, который заинтересован в получении прибыли и снижении производственных затрат, в частности, тепловых, поможет модернизировать теплоэнергетический комплекс. Но за этим оптимизмом город почти полностью утратил контроль над компанией.

Существенную модернизацию теплосетей киевляне так и не увидели. Эксплуатация старой инфраструктуры привела к тому, что 70% киевских сетей отработали свой нормативный ресурс. Только в прошлом году повреждения теплосетей выросли по сравнению с 2015 годом на 15%. Через неделю после пуска тепла в столице произошло 900 прорывов. Реализации обещанной программы установки счетчиков также киевляне не дождались. Апогеем недовольства стали платежки с заоблачными суммами за коммунальные услуги, которые в некоторых случаях достигали 9 тысяч гривен за полтора месяца. В последнем случае ответственность перекладывать исключительно на Киевэнерго было бы несправедливо, ведь имели место и изменения Правительством методики расчета тарифов. Но это не отменяет халатности компании, которая тоже небрежно подошла к своим обязанностям.

В результате, для киевлян сложилась парадоксальная ситуация – тарифы растут, а качество коммунальных услуг снижается.

Вызовы перед городом

Прекращение договора с Киевэнерго связано с рядом вызовов. Договор 2001 года был настолько коряво прописан, что в нем даже не зафиксирована процедура его завершения и возвращения коммунальных активов. Поэтому процедуру «развода» приходится решать сегодня. К этой работе присоединились авторитетные международные организации. Например, с помощью USAID и Международной финансовой корпорации был проведен технический, юридический и финансовый анализ этого договора и его последствий.

Технический и юридический отчеты показали объем мощностей и средств, необходимых для модернизации энергетической инфраструктуры Киева, как завершить во внесудебном поле споры и минимизировать шансы, что из-за возможных судов город останется без тепла и света посреди зимы. В свою очередь, финансовый отчет позволяет разобраться в хитросплетении схем, какие средства инвестировал в модернизацию город, девелоперы, а какие — Киевэнерго. То есть что и за чей счет построено за эти годы.

И главное – отчеты дали нам понять, что «развод» неизбежен, и при любой следующей форме управления теплоэнергетическим комплексом контроль должен оставаться за городом. Договор себя изжил. Это объективная вещь, здесь нет политики.

В развитых странах такие предприятия контролируются муниципалитетами или государством. В целом единой модели управления нет. Например, в США предприятия принадлежат сотням тысяч акционеров, но ни один из них не может приобрести или контролировать подобную компанию. Для этого государство позаботилось о соответствующих предохранителях. В соседней Польше в середине прошлого десятилетия хотя и были приватизированы энергетические компании, 51% акций остался в собственности государства.

Коммунальные реалии

Идеальный вариант для Киева – привлечение в концессию международных энергетических операторов сразу по окончанию договора с Киевэнерго. Прозрачная репутация и успешный опыт работы с подобными нашей системами помогут модернизировать столичное энергетическое хозяйство.

Опережаю скептиков, которые скажут, мол, такая «прогнившая» инфраструктура никому и даром не надо. Как показал опыт диалога городской власти с международными энергетическими операторами, для них киевская система не является уникальной. Подобная нашей по сложности и разветвленности теплоэнергетическая система работает в Хельсинки. Она, кстати, тоже базируется на разработках советских ученых. То есть у операторов есть понимание: если так работает во всем мире, должно работать в Киеве.

Конечно, на этом пути есть свои сложности. Киев - третий город в мире по объемам централизованной подачи тепла, а каждый столичный район по размеру соизмерим со средним областным центром.

К тому же концессионное соглашение – это длительный процесс, в котором спешка едва ли не самый большой враг. К этому времени мы должны «развестись» с Киевэнерго со всем массивом соответствующих рисков, подготовить концессионное соглашение, провести переговоры с потенциальными концессионерами и выбрать победителя. Мировая практика показывает, что такие вещи не делаются меньше чем за год-два. Поэтому не исключен вариант, что в течение переходного периода, который может длиться несколько лет, город будет выступать управляющим и инвестором в модернизации сети.

Но это не отменяет намерений привлечь опытного иностранного енергооператора. По моему мнению, это лучший из всех вариантов. В течение своеобразного переходного периода мы решим все вопросы с Киевэнерго и сможем в нормальном режиме вести диалог с потенциальными концессионерами.

Стоит понимать, что для международных компаний принципиально важной является методика расчета тарифов. Сейчас в Украине действует методика “затраты +” (cost plus), которая характеризует структуру энергозатрат компании (стоимость угля, газа, рабочей силы и т.д.), плюс доходность. Развитые страны, которые заинтересованы в привлечении инвестиций, отходят от такой методики, и используют RAB-методологию. В зачет идут не понесенные затраты, а текущая стоимость активов (печей, труб, подстанций и т.д.). Например, если концессионер захочет инвестировать в энергосистему, эти инвестиции будут умножаться на определенный коэффициент. Затем эти средства включаются в тариф. Таким образом у инвестора создается мотивация обновлять инфраструктуру. Поэтому сегодня НКРЭКУ совместно с представителями мэрии, иностранными консультантами, профильным министерством занимаются наработкой RAB-методологии.

Операция «демонополизация»

Опыт с Киевэнерго дал понять, что мы не можем полагаться на монополиста. Поэтому параллельно городская власть начинает процесс демонополизации рынка теплоэнергетики. Для этого мы реанимировали работу городского КП Киевтеплоэнерго. Оно получило лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности по транспортировке тепловой энергии по магистральным и распределительным теплосетям. С 1 марта 2017 года предприятие имеет право на транспортировку тепловой энергии в Дарницком и Днепровском районах столицы. Еще летом прошлого года Киевсовет передал в КП часть тепловых сетей города Киева, которая с 2001 года находится в управлении Киевэнерго. Следовательно, Киевтеплоэнерго будет осуществлять обслуживание 270 км сетей города.

В целом у города есть видение будущей модели управления тепловыми активами. Теплоэнергетическое имущество независимо от выбранной модели будет передано на баланс коммунального предприятия города. А что касается концессионного договора, то мы должны создать такие условия, которые бы обеспечили мотивацией будущего инвестора снижать производственные расходы и проводить энергосберегающие мероприятия.

На выходе город должен получить полноценную коммунальную модернизацию, а киевляне иметь понимание, за что они платят.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: