Почему машиностроению нужны СЭЗ

комментировать

Последнюю из этой серии публикаций хочу посвятить сектору экономики, который самое время восстановить из пепла, – машиностроению.

Да, ни одна из отраслей украинской промышленности так не пострадала от экономических кризисов, политической нестабильности и торговых войн. Объемы производства продукции в 2015 году сократились более чем в два раза по сравнению с докризисным 2007 годом. С одной стороны это можно объяснить объективными причинами перехода к открытой рыночной экономике и разрывом кооперации с Россией.

С другой – полным отсутствием государственной поддержки отрасли. Так или иначе, если к обретению независимости украинское машиностроение производило ракеты, самолеты, электронику и много другого сложного оборудования, то сейчас высокотехнологичная продукция либо вообще не производится в стране, либо изготовляется в единичном масштабе. Вдвойне обидно наблюдать за впечатляющим прогрессом Турции, которая еще в 80-х годах имела практически полностью аграрную экономику, а сейчас производит и экспортирует автомобили, суда, станки с ЧПУ и электронные компоненты.

В сложившейся ситуации есть два пути развития отрасли. С одной стороны, развитие тех машиностроительных заводов еще советского периода, которым удалось выжить в наше непростое время. Далеко не все советские гиганты машиностроения умерли. Многим из них удалось сохранить производственную базу и собственные конструкторские разработки, найти рынки сбыта внутри страны и диверсифицировать экспорт.

С другой стороны, необходимо стимулировать иностранных инвесторов открывать машиностроительные предприятия в стране. Оба пути развития отрасли имеют успешные, хотя и единичные примеры в Украине. Так, например машиностроительный гигант «Турбоатом», производящий турбины для энергетики, вполне успешно справился с диверсификацией экспорта. При этом он нередко выполнял заказы для украинских электростанций. Чистая прибыль «Турбоатома» составила более 1,6 миллиарда гривен в 2015 году.

В 2010 году шведский концерн Electrolux за 19 млн евро купил завод «Украинская бытовая техника», расположенный в Ивано-Франковске. В результате инвестиций холдинга совокупная доля Electrolux на украинском рынке выросла с 5,4% в 2010 году до 16,3% в 2015 г. При этом компания, вдобавок к завоеванию внутреннего рынка, активно развивает экспорт, преимущественно в страны Европейского Союза. Помимо Electrolux планы значительно расширить производство в Украине рассматривают японская Fujicura и немецкая компания Kromberg & Schubert.

Нужно учитывать, что иностранные инвесторы охотнее открывают производства в тех странах, где есть большой внутренний рынок. К сожалению, украинский рынок очень мал и не может обеспечить стабильный сбыт. Например, если в Украине в месяц продается меньше машин, чем в среднем европейском городе размером с Житомир, мировым автоконцернам нет никакого экономического смысла открывать здесь производство. Если же ориентировать заводы только на экспорт, иностранные компании сразу окажутся зависимыми от возмещения НДС, а это традиционно слабое место украинской экономики. Да и обычно такие предприятия создаются в открытых экономических зонах.

То есть инвесторы, открывающие экспортные производства, ожидают от страны дополнительных налоговых льгот. Без льгот со стороны государства и с постоянно буксующим возмещением НДС привлекательность страны как места для локализации производства резко снижается. Поэтому если государство заинтересовано в открытии новых машиностроительных предприятий в стране, Украина должна предоставить инвесторам весомые налоговые льготы, развивать свободные экономические зоны и технопарки.

По-другому привлечь инвестиции в украинское машиностроение не получится. Подводя некую черту под этой серией блогов, можно сказать, что перспективных отраслей в Украине не так уж мало, хотя и искать их нужно не только на самых избитых тропинках. Мы все верим в потенциал нашей страны, однако нужно быть реалистами и прилагать действительно много усилий – законодательных, волевых, инновационных, реформаторских – чтобы Украина действительно стала Open for U.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: