Муниципальная отчётность в рамках децентрализации

комментировать

Политика децентрализации, реализуемая в Украине, открывает не только более широкие возможности для муниципалитетов, но и несёт новые вызовы.

Еще в 2014 году Верховная Рада приняла закон о децентрализации, предоставив местному самоуправлению широкую финансовую автономию. В бюджете на 2017 год предусмотрено выделение 10 млрд грн на региональное развитие. За всю историю Украины на уровне местных бюджетов ещё никогда не было сосредоточено столь значительного объема средств, как сейчас.

Увеличение муниципального финансирования делает ещё более важными вопросы планирования для эффективного распределения средств, создание четких механизмов контроля общественностью их использования, а также подготовки обоснованной отчётности о проделанной работе.

Вопросы стратегии и контроля – темы для отдельных статей. В данный момент хотел бы подробнее остановиться на вопросе отчётности о проделанной работе.

Что такое интегрированная отчётность в формате Annual Report

В странах Запада подготовка интегрированной отчетности муниципалитета, коммунальных предприятий и организаций в формате Annual Report является одним из ключевых элементов местного самоуправления. Annual Report ежегодно готовится городами, регионами и даже отдельными районами.

Annual Report – это документ, содержащий широкий спектр информации о компании или организации за истекший финансовый год. В отличие от классической финансовой отчётности, Annual Report раскрывает как финансовые, так и нефинансовые данные. Например, описание стратегии развития, сильных сторон производства и менеджмента, корпоративной социальной ответственности и т.д. Также в таком отчете содержатся планы и цели, которые организация планирует добиться в кратко- и среднесрочной перспективах.

В Украине этот тренд появился сравнительно недавно. Пока что большинство органов местной власти ограничиваются отчётом о выполнении муниципального бюджета. Но подобные отчёты, во-первых, неполные. Они отражают только финансовую сторону, а этого не всегда достаточно, чтобы в полной мере оценить деятельность местной власти. Во-вторых, широкой общественности зачастую сложно и неинтересно в них разбираться. А вот интегрированный отчет в формате Annual Report структурирует всю информацию, сопровождая ее понятными и наглядными пояснениями. Именно простота и всеобъемлющий характер делают его столь эффективным.

Типовая структура Annual Report для муниципалитета:

  • Общая информация о городе и органах местного самоуправления;

  • "Город в лицах": обращение городского головы, информация о ключевых руководителях органов местного самоуправления или крупнейших коммунальных предприятий;

  • Стратегия развития города и её ключевые показатели;

  • Социально-экономические показатели развития (демографическая ситуация, экономическое развитие, инфраструктура, охрана здоровья, социальная защита, образование, туризм, культура, наука, технологии, инновации, экология и безопасность окружающей среды);

  • Анализ выполнения муниципального бюджета за отчётный период (ключевые показатели, сведения о доходах и расходах, местный долг, информация о гарантированном долге);

  • Консолидированная финансовая информация специального назначения за отчётный период, подготовленная согласно Международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора (МСФООС / IPSAS);

  • Примечания к консолидированной финансовой информации специального назначения;

  • Предоставление рекомендаций относительно приоритетов развития города на среднесрочный период.

Кому и зачем нужен municipal Annual Report

Всеобъемлющий характер интегрированной отчетности предполагает крайне широкий спектр её адресатов – как среди самого территориального объединения, так и за его пределами:

  • Местным органам самоуправления – для оповещения общественности, представителей бизнеса, органов центральной власти об эффективности работы своей команды, обоснования принятия тех или иных мер, обнародования стратегических планов и шагов для их реализации.

  • Местным жителям – информация по улучшению жизнедеятельности территориального объединения и дальнейшим изменениям. Отчет органов местного самоуправления перед громадой.

  • Частным инвесторам – информация о финансовом результате муниципалитета, подготовленная по Международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора.

  • Бизнес-среде – информация о приоритетах развития муниципалитета на ближайший период.

  • Общественным организациям — информация относительно действий муниципалитета в развитии гражданского общества.

  • Международным финансовым институтам и донорам (ЕБРР, Всемирный банк и т.д.) – информация о направлениях социально-экономического развития муниципалитета.

Правильное использование инструмента Annual Report поможет местным органам самоуправления не только наглядно отчитаться о своей работе, но наладить коммуникацию с громадой, получить положительный отклик от избирателей. А также привлечь инвестиции для решения местных задач и развития местных инициатив.

Другими словами, в рамках бюджетной децентрализации, современная и прозрачная отчётность – это дополнительный козырь в соревновании с другими муниципалитетами за дополнительное финансирование.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: