Как подготовить IT-кадры

комментировать

Воспитание новых специалистов для IT-сферы требует новых подходов.

10 лет назад, когда я только стал молодым заместителем декана одного из самых  востребованных факультетов страны, от своего учителя я услышал следующую фразу: «Должность с самой низкой ответственностью – это ректор. Образовательный процесс вуза очень сложно «завалить»: пары назначаются, преподаватель на них идет, студент хочет идет/хочет не идет, каждый год вручаем тысячи дипломов. Остальное – это экосистема, которая влияет на основной процесс».

Фраза оставила сильный отпечаток в моем сознании и повлияла на  моё восприятие образовательной системы в целом. За 10 лет карьеры я встречал много менеджеров, которые создавали образовательную экосистему, или рушили ее; но в процессы, цитируемые выше во всех случаях действительно не останавливались. Однако, есть только одно НО, это работает только в том случае, когда никто не спрашивает за результат, когда процесс идет ради процесса.

Текущее положение дел в нашем образовании таково, что IT-сфера перестала спрашивать за результат, а взялась за дело сама и организовывает корпоративные университеты, с целью решить кадровый вопрос самостоятельно. Инертность вузов, а также популярность IT-сферы в целом, породила всплеск IT-курсов и школ, цель которых, в основном, получить заработок, не гарантируя дальнейшего трудоустройства.

Но несмотря на достаточную сегментацию рынка IT-образования, проблема менеджера, как и проблема преподавателя актуальна для всех. Education Management зарождающаяся экспертиза в украинском образовательном пространстве. Управлением образованием занимаются все, у кого есть свободное время от бизнеса: HR, рекрутеры, административный персонал. В 2016 году я уже неоднократно встречал вакансии менеджеров по обучению, и многие руководители бизнеса пока даже не представляют, что это за люди. В Украине вообще не занимаются развитием подобного рода специалистов.

В итоге, слабый менеджмент приводит к отсутствию понимания проблем изнутри. И зачастую мы вновь видим процесс ради процесса. А проблема, в большинстве своем, опять в кадрах – преподавательских. Даже в бизнес среде, где есть материальные возможности, не всегда удается построить высокоэффективную, работоспособную модель обучения, которая бы соответствовала реалиям заказчика – работодателя. Кроме этого очень сложно привлечь для менторской и тренерской работы лучшие кадры, потому что преподавательская деятельность – это высокая ответственность и набор уникальных практических навыков.

Современный IT-инженер во многом схож с музыкантом. Ты можешь сыграть произведение, используя несколько техник, но если в игре нет музыки, то зритель не придет к тебе во второй раз. Так и с инженером, ты можешь знать целый ряд языков программирования и подходов к решению задач, но если в тебе нет инженерной культуры, способной предоставить лучшее решение заказчику – это будет последний твой проект. Украина всегда отличалась на мировом рынке высокой инженерной культурой, которую нам нужно сохранить и преумножить.

Не все сегменты образовательного рынка способны развивать эту культуру в принципе. Уверен, что есть еще шанс у университетов. Для этого им нужно быть более гибкими, обращать внимание на обратную связь, которую дают представителей IT-рынка, избавляться от лишней бюрократии.

А вот в отношении, образовательных курсов у меня сомнения. т.к. у них нет четкой структуры взаимодействия с IT-индустрией. Их огромный плюс в том, что там есть яркие менторы и тренеры, они гибкие в построении программ, быстро реагируют на рынок. Но эти курсы ориентированы на людей, которые хотят получить образование быстро, что одновременно негативно сказывается на IT-индустрии в целом, т.к. заказчик все больше повышает требования к кандидату – и вчерашний Junior сегодня уже никому не нужен.

Я вижу перспективу в корпоративных вузах, которые помогают формировать учебные заведения новой формации уже сейчас и способны внедрять лучшие инженерные практики в учебный процесс «с колес».

Но без эффективного education management невозможно развитие ни одного из сегментов. Необходимо формировать класс инициативных, креативных менеджеров образования, понимающих бизнес домены, знающих педагогические тренды, чтобы вдохнуть новое дыхание в инженерное образование, чтобы оно могло масштабироваться и помогло сохранить и преумножить интеллектуальный потенциал Украины на мировом рынке интеллектуальных ресурсов.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: