Что нужно для роста экономики

комментировать

Во время своей недавней поездки в Херсон Президент Украины заявил, что ожидает рост экономики уже в ближайшее время.

Однако существуют ли для этого предпосылки? Экономический рост невозможен без инвестиций (как иностранных, так и внутренних), прежде всего в реальный сектор, создание новых предприятий и рабочих мест.

Но экономика Украины сегодня не просто привлекательна для потенциального инвестора. Она еще и отпугивает его несоблюдением принципа справедливости, прежде всего, в системе налогообложения.

Главная проблема – это налог на добавленную стоимость (самый бюджетообразующий налог), а точнее – его возмещение из бюджета.

Существующая сегодня модель не только позволяет фактически в ручном режиме представителям власти выбирать, кто и когда получит возмещение, но и вымывает ресурсы у предприятий-экспортеров. Ведь она заставляет их закладывать невозмещенный НДС в цену своей продукции или платить немалый процент за «помощь» по его возмещению. Все это делает продукцию менее конкурентоспособной.

Все это подавляет развитие экспорта и уменьшает поступления валютной выручки в Украину. В итоге, также влияет на курс гривны, уровень заработных плат, количество рабочих мест. Следовательно, на каждого из нас.

Проблема заключается и в том, что поступления от налога на добавленную стоимость сегодня зачисляются на единый казначейский счет. Там они сразу же используются государством на финансирование текущих расходов.

Когда же возникает потребность в возврате излишне уплаченного НДС, заявленную к возмещению сумму государство воспринимает как свои расходы. Поэтому и отдает их крайне неохотно и выборочно.

В законопроекте №3688 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины экспертами был разработан и реализован механизм возмещения НДС, который предусматривал открытый реестр. В соответствии с ним, возмещение осуществлялось в хронологическом порядке, без возможности ручного вмешательства.

Последними изменениями в Налоговый кодекс часть этих наработок было принято. В частности, обеспечено публикацию всей необходимой информации относительно сумм возмещенного НДС и задолженности в открытом реестре.

Однако, в процессе рассмотрения проекта на заседании ВР было сделано правку текста и создано два реестра для возмещения НДС: для тех, кто получает «автоматически» и всех остальных.

Это стало возможным еще и потому, что сумму будущего возмещения государство планирует в бюджете. То есть, даже если бы и случилось «украинское экономическое чудо» и предприятия массово начали выходить на зарубежные рынки, они все равно бы вовремя не получали возмещение НДС. Потому что в бюджете не запланировано для этого достаточной суммы.

Такой тупик делает мечты украинцев об экономическом росте обреченными. Вкладывая капитал в производство, инвестор рассчитывает получать прибыль в соответствии с принятой в цивилизованном мире практикой - экспортируемая продукция не облагается НДС.

В условиях, когда только избранный круг субъектов, приближенных к политическим элитам, получает право на бюджетное возмещение, любые инвестиции, если они не связаны с этими элитами, становятся нерентабельными.

Вариант возврата НДС в судебном порядке в Украине также почти невозможен. Ведь даже в случае удовлетворения иска, выполнить соответствующее судебное решение можно только при наличии «доброй воли» ГФС и Минфина.

Кроме того, в последнее время выросло и общее налоговое давление на частный сектор, созданное системой администрирования НДС. При низком уровне качества институционального обеспечения фискальной системы, это создает благоприятные условия для коррупционных схем.

Решение такой сложной и запутанной ситуации возможно лишь путем создания такого законодательного и функционального поля, в рамках которого ручное вмешательство в систему бюджетного возмещения было бы невозможным.

По мнению экспертов, оно заключается в создании отдельного казначейского счета для сальдирования НДС. Эта модель позволяет отделить поступления от этого налога среди всех других и – самое главное – создать прозрачные и справедливые условия бюджетного возмещения.

Этот механизм прописан в законопроекте №3848, разработанном экспертами Реанимационного Пакета Реформ. Документ предлагает зачислять в бюджет не все фактические поступления от НДС, а сальдо – то есть разницу между НДС, что поступило от всех плательщиков, и общей суммой бюджетного возмещения НДС.

Внедрение такой системы не потребует дополнительных затрат, и, в отличие от ручного управления бюджетным возмещением, не противоречит логике и содержанию данного налога.

Очевидно, что принятие закона само по себе не повлечет «экономического чуда», но оно является одним из необходимых условий того, чтобы это чудо произошло.

Изменение правил игры в системе администрирования НДС – шаг к созданию благоприятной инвестиционной среды и реализации одного из базовых принципов налоговой системы Украины, прописанного в Налоговом кодексе, – принципа справедливости.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: