Кто проследит за энергомонополиями

комментировать

Уже почти год в Украине продолжается кропотливая работа по созданию нового законодательства, которое сможет легитимизировать новую модель регулятора на энергетических рынках.

Нормальная работа этой институции, крайне необходима для преодоления монополизации отдельных рынков и установление объективных тарифов, раз стало объектом широкого резонанса после их очередного роста в мае.

В частности, речь идет о законопроекте 2966-д, который с февраля 2016 находится в процессе прохождения в Верховной Раде, и после нескольких попыток был наконец принят в первом чтении 12 апреля 2016. Работу над этим законопроектом можно считать беспрецедентной, учитывая объем оговоренных поправок и вовлечение в процесс создания законопроекта европейских специалистов со стороны Секретариата Энергетического Сообщества (далее - Секретариат), которые помогли учесть тонкости европейского законодательства и опыт работы подобных регуляторов в ЕС в процессе подготовки этого законопроекта.

Сейчас законопроект 2966-д активно готовится ко второму чтению, которое состоится после прохождения рассмотрения на Комитете по вопросам ТЭК 18 мая этого года. На заседании Комитета должны решить судьбу ряда важных моментов при назначении членов Регулятора, стандартов финансирования и обеспечения прозрачности их работы, а также как разделятся полномочия Комиссии и других государственных регулирующих органов.

6 самых дискуссионных вопросов

На заседании Комитета будут обсуждаться следующие важные вопросы:

- Обеспечение независимости от воздействия на работу регулятора заинтересованных лиц

По результатам обсуждения в законопроект было предложено внести правку о том, что любое вмешательство в работу регулятора, в частности совершение воздействия на выполнение членами регулятора или его должностными лицами своих функций, является незаконным. Формулировка «незаконное воздействие» - достаточно важна с юридической точки зрения, поскольку в действующей версии законопроекта такие действия признаются «неправомерными и не подлежат исполнению», что не позволяет привлекать лиц, виновных во вмешательстве в ответственности.

Однако принцип невмешательства не означает отказ от взаимодействия регулятора с другими органами государственной власти, кроме случаев, когда последние осуществляют вмешательство в работу Регулятора. В частности, регулятор должен разрабатывать и представлять на утверждение Кабинета Министров проекты регуляторных актов, относящихся к сфере его компетенции (например, тот же вопрос о тарифах на энергию для населения), взаимодействовать с Атимонопольным комитетом и органами финансового контроля при проведении антимонопольных расследований, а также предоставлять другим государственным органам статистическую и другую информацию.

- Требования к членам регулятора: профессионализм и репутация

Во время обсуждения были, в том числе, подняты вопросы об ограничениях, предъявляемых при избрании членов регулятора, позволяющие выбирать профессионалов с незапятнанной репутацией. Поэтому теперь предлагается:

• Разрешить становиться членами регулятора не только гражданам Украины, но и специалистам других государств (кроме тех, что признаны гражданами государства-агрессора), которые имеют ценный опыт и компетенцию для построения эффективной регуляторной модели в Украине.

• Упростить действующее требование касаемо опыта работы члена или председателя регулятора с 5 лет общего стажа, включая 2 года на руководящих должностях, упростив требования до 2 лет стажа работы на руководящих должностях, поскольку именно это является определяющим критерием для оценки профессионального уровня.

• Определить, в какой степени следует ограничивать членство в политических партиях и наличие представительского мандата.

Европейский опыт является разноплановым: от наиболее жестких ограничений по типу «политической нейтральности», что вообще делает невозможным членство в партиях в любой форме (Австрия, Венгрия) до довольно либеральной модели в Болгарии, где принадлежность членов регулятора к политическим партиям считается фактором, который балансирует работу.

- Статус и процедура избрания членов регулятора

Как известно, в состав регулятора должны входить 7 членов, в том числе Председатель Комиссии, который избирается из их числа.

Сразу же возникает вопрос, какой статус должны иметь эти люди, которые, с одной стороны, представляют национальные интересы на энергетических рынках, а с другой стороны, должны быть максимально независимыми от вмешательства государства в процесс регулирования рынков.

Были озвучены самые разные идеи: от того, что члены регулятора должны быть такими же госслужащими, как и рядовой персонал, к тому, что члены регулятора - это вообще политическая должность и их вознаграждение не должно зависеть от финансирования из Государственного бюджета, поскольку это будет оказывать влияние на них со стороны других чиновников. В целом, несмотря на значительный разрыв в уровне вознаграждения между членами регулятора и рядовым персоналом, выбор должен быть сделан в пользу отделения должностей от аппарата государственной службы, поскольку это является важной предпосылкой для их независимости.

- Схема ротации членов регулятора: одновременная или постепенная?

В директивах ЕС нет однозначной трактовки положений по схеме ротации членов Регулятора. Но одно важное "пожелание" - ротации должны осуществляться постепенно (от 6 до 30 месяцев), чтобы избежать "провала" в работе регулятора.

- Какой должна быть оплата труда членов регулятора

Как уже было упомянуто выше, достойная финансовая компенсация членам регулятора является одной из важнейших предпосылок того, что их решения, которые вершат судьбу рынков стоимостью в миллиарды долларов, были действительно взвешенными и объективными.

Законопроект в целом признает этот факт и предлагает вывести членов регулятора за рамки действия Закона Украины «О государственной службе» с ее нынешними мизерными компенсациями, и установить достаточно высокий уровень оплаты труда в пропорции 50 к минимальной заработной платы для Председателя НКРЕКП, 40 - для члена НКРЕКП и т.д.

С другой стороны, такая фиксация, оторванная от уровня компенсаций, действующих в отраслях, является объектом регулирования. Поэтому альтернативным предложением является поквартальная привязка компенсации членам регулятора на уровне 70% от максимума должностных окладов руководителей, что является объектом регулирования.

- Кто должен заниматься выдачей лицензий: правительство или Регулятор?

Действующее законодательство и вариант законопроекта 2966-д к первому чтению четко указывают на то, что в перечень функций и полномочий регулятора входит разработка и утверждение лицензионных условий, которые являются важными для обеспечения жизнедеятельности критической инфраструктуры, например водоснабжение, генерация тепла и т.д.

В то же время четкого ответа из европейской практики, кто именно должен лицензировать такие компании нет: Директивы не устанавливают прямых требований о предоставлении прав, а указывают достаточно широко, что «регуляторы должны иметь полномочия, позволяющие им эффективно и быстро выполнять свои обязательства».

Отдельные государства-члены ЕС трактуют эту норму по-разному. Большинство регуляторов стран ЕС (в том числе Великобритании, Латвии, Литвы, Чехии, Венгрии, Словакии) имеют право выдачи и изменения лицензий, а в случае нарушения правил - остановки или запрета деятельности субъектов хозяйствования. Регуляторы Австрии, Франции и Германии не наделены правом выдачи лицензий. В то же время, по данным Энергетического Сообщества, бюджет всех регуляторов сообщества прямо или косвенно финансируется за счет лицензионных взносов, поэтому вопрос лицензирования должен быть решен в прямой привязке к типу и количеству взносов, оплачиваемых компаниями на содержание регулятора - это взносы на регулирование, оплачиваемые в том числе и лицензиатами).

Следующее слово за политиками

Сейчас судьба финальной версии законопроекта 2966-д зависит от политических решений, которые помогут в короткий срок решить спорные вопросы - и в результате принять закон и начать создание эффективного регулятора по европейским «правилам игры». В частности, необходимо решить, каким будет место регулятора в системе органов государственной власти, каким образом будет обеспечена реальная его независимость от влияния бизнес-интересов, коррупционного давления и популизма со стороны чиновников и политиков, а также каким образом будет построена система мотивации для привлечения к Регулятору лучших специалистов на энергетических рынках.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: