Как реформировать энергорегулятора

комментировать

Особенности национального лицензирования энергокомпаний или при чём здесь Европейский Союз.

На этой неделе парламент во втором чтении планирует рассмотреть один с ключевых евроинтеграционных законопроектов в сфере энергетики  - №2966-д «О Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг».  Документ вызвал бурю обсуждений и толков, ведь камнем преткновения стало сразу несколько его норм. Одна из них – лицензирования деятельности энергетических компаний.

Если точнее, речь идёт о выборе той или иной модели регулирования, основанной на требовании директив ЕС. А они, как известно, достаточно общие.

Вопрос возник в процессе подготовки законопроекта №2966-д «О Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг» ко второму чтению», при обсуждении того, как должна быть устроена система лицензирования деятельности энергетических компаний.

Дело в том, что Директивы 2009/72/ЕС и 2009/73/ЕС не содержат каких-либо специфических требований к тому, как должна быть организована система выдачи лицензий энергокомпаниям, рассматривая всё разнообразие лицензионных систем, которые сложились в отдельных государствах-членах ЕС, через один лишь только фильтр: «… национальное регуляторное агентство должно иметь возможность принимать самостоятельные решения независимо от какого-либо органа политической власти».

При этом в реальной жизни, в странах-членах Энергетического Сообщества, сложились очень разнообразные подходы к тому, как должен проходить процесс выдачи лицензий для энергокомпаний. Начиная от Австрии, Франции и Германии, где в результате либерализации энергорынков лицензии были отменены как таковые, до Сербии и Хорватии, где эта процедура разделена между Министерством энергетики (которое утверждает лицензионные условия или, проще говоря, определяет параметры лицензируемой деятельности) и, собственно говоря, Регулятором, который выдает/отзывает лицензии (или проще говоря, предоставляет/лишает компанию права осуществлять такую деятельность).

Последние две страны приведены здесь неслучайно, поскольку Украина имеет очень похожую систему лицензирования, когда лицензионные условия (согласно новому Закону Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности») разрабатывает Регулятор, а утверждаются они  Кабинетом Министров Украины. После ввода в действие нового Закона «О рынке природного газа» (1 октября 2015 года) возникла достаточно неоднозначная ситуация. А именно: когда Регулятор должен осуществлять контроль за субъектами рынка газа с учетом требований нового закона, а Кабинет Министров Украины уже практически полгода не в состоянии утвердить «новые» лицензионные условия, бесконечно пропуская их через круги согласований с другими ответственными органами исполнительной власти (Государственная регуляторная служба, Минэкономики, Минфин, АМКУ и др.). Принципиальная разница в позициях различных органов государственной власти к формированию требований к лицензиатам в лицензионных условиях делает эту «борьбу» бесконечной.  Государственная регуляторная служба в стремлении к дерегуляции превращает лицензионные условия в формальные требования. Регулятор же при подготовке лицензионных условий учитывает требования закона о рынке природного газа, а также степень и глубину ответственности, которая должна лежать на субъектах рынка по обеспечению безопасной поставки газа.

В результате, Регулятор продолжает контролировать деятельность лицензиатов на соответствие ее лицензионным условиям «старого» образца, которые фактически не соответствуют требованиям нового закона.

Ключевой вопрос дискуссии в том, противоречит ли украинская система лицензирования деятельности энергокомпаний требованиям директив ЕС, и стоит ли нам сохранить существующую систему, или сделать её полностью независимой, сосредоточив все полномочия по выдаче лицензий в руках Регулятора?

Ответ кроется, по моему личному мнению, в том, каким образом мы должны применить достаточно общую норму вышеуказанных директив о самостоятельном принятии Регулятором своих решений. Да, сторонники идеи о том, что мы должны оставить «всё как есть» формально правы, поскольку директивы не ограничивают нас в выборе той или иной модели лицензирования (так же, как они не ограничивают это и в самом ЕС). Но, тем не менее, каждая система лицензирования должна быть скрупулёзно оценена именно с точки зрения общего ограничения, которое налагают нормы директив. А именно, в случае Украины, мы должны задать себе вопрос: «не происходит ли вмешательство в процесс принятия решений Регулятором (который должен выдавать лицензии) со стороны Кабмина (который должен утверждать проекты лицензионных условий, по которым потом Регулятор выдаёт лицензии и контролирует деятельность субъектов энергетических рынков)?».

При этом факт вмешательства других органов в процесс утверждения лицензионных условий здесь больше косвенный, поскольку процедура утверждения лицензионных условий напрямую не блокирует процесс выдачи лицензий Регулятором, но при этом оно как минимум вызывает серьёзные искажения в процессе выдачи лицензий, поскольку от решения стороннего политического органа  зависит фактически способность Регулятора принимать решение о возможности осуществлять субъектом рынка тот ли иной вид деятельности и, соответственно, выдаче лицензий в рамках действующего законодательного поля, а это уже можно считать, как минимум, барьером, который приводит к искажению процесса установления правил работы энергорынков.

В результате, при принятии окончательной  версии законопроекта о Регуляторе должно быть принято такое решение, которое сделает невозможным процесс вмешательства в работу реформированного  Регулятора со стороны госорганов, которые могут использовать недостатки существующей системы лицензирования. Для этого в последнюю версию законопроекта были внесены  изменения, которые сделают невозможным даже косвенное вмешательство в работу Регулятора, посредством затягивания процесса утверждения лицензионных условий. Регулятору должны быть предоставлены полномочия полностью «замкнуть» на себе всю процедуру лицензирования: от утверждения лицензионных условий, выдачи лицензий и контроля над деятельностью компаний в соответствии с установленным параметрами, до применения взысканий и отзыва лицензий у компаний-нарушителей, что позволит обеспечить комплексный подход к регулированию. Опасения же участников рынка, что Регулятор будет злоупотреблять своей властью при определении условий лицензионной деятельности должны быть нивелированы прописанной в законе о Регуляторе процедурой обсуждения и принятия актов Регулятора, которая должна быть прозрачной, открытой для всех заинтересованных лиц и требующей обязательной аргументации принимаемых  решений, в том числе об отклонении предложений участников рынка к проектам  актов Регулятора.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: