О чем говорит рост ВВП

комментировать

Недавно Укрстат обнародовал оценки динамики ВВП в четвертом квартале 2015 года.

Как и ожидалось, цифры показали стабилизацию экономической ситуации. По официальным данным, реальный ВВП вырос по сравнению с третьим кварталом на 1,5% (с учетом сезонности), тогда как по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года – сократился лишь на 1,2%.

Но, несмотря на глубину кризиса, темпы экономического восстановления остаются, к сожалению, очень медленными. И накопление новых политических и экономических риcков не улучшает экономические перспективы страны.

В частности, сохраняется высокий уровень политической неопределенности. Верховная Рада признала работу правительства неудовлетворительной, однако за отставку правительства не проголосовала. Каким будет состав этого «нового старого» правительства, остается непонятным. А главное, остается неясным, насколько настойчивым в дальнейшем будут Кабмин и парламент в проведении системных реформ.

В то же время готовность и способность правительства проводить реформы является одним из ключевых условий получения следующего транша кредита МВФ, который является необходимым для сохранения макроэкономической стабильности и восстановления доверия к национальной валюты, девальвация которой в последние дни снова ускорилась.

Растут также риски, связанные с экспортом. Одной из ключевых новостей, которые обсуждаются сейчас, есть новый виток транзитного конфликта с Россией. 14 февраля Россия приняла решение остановить передвижение украинских автомобилей по своей территории, что обусловило приостановление Украиной действий транзитных разрешений для российских автоперевозчиков.

Из-за запрета Россией украинского движения грузового автотранспорта в зоне риска оказался не только экспорт в Казахстан, доступ на рынок которого Россия формально ограничила еще 1 января, но и другие страны Средней Азии и Кавказа. В 2015 году экспорт в эти страны составил около 5% общего товарного экспорта Украины или около $1,6 млрд. 

Экспортные автомобильные перевозки составляют 15% экспорта грузов в Казахстан, 23% - в Грузию, 30% - в Армению. Фурами везут главным образом продовольственные товары, а, следовательно, именно пищевая промышленность может пострадать больше всего от запретов на перемещение автотранспорта. Конечно, значительные потери понесут и сами автомобильные перевозчики, а значит ухудшаются перспективы развития еще одной отрасли украинской экономики на 2016 год.

Новость о том, что в начале февраля Международный альянс интеллектуальной собственности (ІІРА) рекомендовал классифицировать Украину как «крупнейшего нарушителя прав интеллектуальной собственности» (PriorityForeignCountry), также не добавляет оптимизма. Статус Украины снова ухудшается после незначительного улучшения в 2015 году.

Это свидетельствует не только об отсутствии заметного прогресса реформ в сфере авторского права. Это свидетельствует об отсутствии понимания значения защиты прав интеллектуальной собственности как фундаментального элемента стимулирования инноваций и инвестиции. Потому что высокая добавленная стоимость в современном мире создается именно интеллектом. И если украинцы и иностранные инвесторы будут убеждены, что их права интеллектуальной собственности в стране будут нарушены, они просто реализовывать свои идеи за пределами страны. Что может быть хорошо для них, но печально для страны.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: