Так ли опасны требования лоукостера

комментировать

Руководство аэропорта Борисполь отказалось принять требования Ryanair, в результате чего последняя заявила об отказе выходить на украинский рынок.

Одним из камней преткновения между аэропортом и авиакомпанией стало требование лоукостера установить аэропортовый сбор за каждого пассажира авиакомпании в размере $7,5 при условии обеспечения пассажиропотока свыше 150 000 пассажиров ежегодно.

В Борисполе считают, что такое требование противоречит требованиям конкурентного законодательства и может стать причиной претензий со стороны регулятора в лице Антимонопольного комитета  и других авиаперевозчиков, летающих из аэропорта.

Так ли это на самом деле?

Ответ на данный вопрос не так уж и однозначен.

В соответствии с положениями Воздушного кодекса Украины при предоставлении аэропортом услуг, связанных с деятельностью аэропорта, взымается плата за предоставление таких услуг (плата за аэропортовое обслуживание).

При этом, размер платы за аэропортовое обслуживание устанавливается не самими аэропортами, а регулятором в лице Министерства инфраструктуры. Сегодня действует приказ Министерства транспорта и связи Украины от 14 апреля 2008 года №433 в редакции от 18 мая 2015 года Об установлении аэропортовых сборов за обслуживание воздушных суден и пассажиров в аэропортах Украины.

Этим документом четко установлен граничный размер аэропортовых сборов за обслуживание воздушных суден и пассажиров в каждом из аэропортов. Для Борисполя действует отдельный приказ Минтранса №337 от 26 марта 2008 года, устанавливающий аэропортовые сборы за обслуживание самолетов и пассажиров.

Однако, с целью стимулирования авиакомпаний, являющихся коммерческими партнерами аэропортов по решению руководителя аэропорта к граничным ставкам аэропортовых сборов при выполнении регулярных рейсов могут применяться понижающие коэффициенты до 0,2, исходя из экономической эффективности и соблюдением требований законодательства о защите экономической конкуренции, а также с учетом цены билета.

То есть, фактически, аэропорты могут предоставлять авиакомпаниям скидки по аэропортовым сборам до 80% от их размера, но при условии соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции.

Более того, специально для развития лоукост авиационных перевозок Мининфраструктуры был принят приказ №211 от 13 июня 2017 года, устанавливающий дополнительные льготы по аэропортовым сборам.

Что же говорит законодательство о защите экономической конкуренции по вопросу установления льгот и преференций по аэропортовым сборам?

Так, закон Украины О защите экономической конкуренции, среди прочего, называет антиконкурентными согласованными действиями субъектов хозяйствования применение различных условий к равнозначным договорам с другими субъектами хозяйствования, что ставит последних в невыгодное положение в конкуренции.

Однако и здесь не все так просто.

Во-первых, возникает вопрос являются ли равнозначными договора об обеспечении пассажиропотока в 20 000 человек в год и в 150 000 человек в год. Вероятно, нет.

Во-вторых, действительно ли соответствующий договор ставит других субъектов хозяйствования (того же базового авиаперевозчика аэропорта МАУ) в невыгодное положение в конкуренции. Не факт.

Учитывая, что руководством аэропорта Борисполь не был предоставлен обоснованный экономический анализ перспектив предоставления Ryanair условий, которые они запрашивали, заявлять о нарушении конкурентного законодательства, по меньшей мере, преждевременно.

Более того, в одном из дополнений к договору с базовым авиаперевозчиком аэропорта установлены вполне сопоставимые с запрашиваемыми Ryanair преференциями, а сформированная на сегодняшний день судебная практика показывает, что нарушений конкурентного законодательства в установлении подобных преференций не усматривается.

Получается Борисполь необоснованно отказал Ryanair в удовлетворении требований авиакомпании?

С точки зрения соблюдения требований конкурентного законодательства и стимулирования государством развития лоукост авиации, требования ирландцев были вполне выполнимы. Возможно они были экономически невыгодны для аэропорта, однако этому аспекту достаточного внимания уделено не было.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: