Аграрный оплот: "денег нет, но вы держитесь"

комментировать

Аграрный комитет Верховной Рады подтвердил курс на поддержку всех отраслей сектора в рамках бюджета на 2018 год.

После двухчасового эмоционального разговора депутаты вернулись к тому, с чего и начинали, в частности, повторно одобрили почти все правки, представленные в бюджетный комитет 18-ю народными депутатами (среди них и я). Напомню, что ключевыми из них являются:

  • увеличение общей суммы финансирования АПК с 6,3 млрд грн до 8,3 млрд грн (источники мы предложили)

  • перераспределение средств из части бюджетных программ и перенаправления минимум 1,5 млрд грн на прямые дотации;

  • увеличение средств суммарно до почти 900 млн грн на компенсацию кредитных банковских ставок по 2-м блокам;

  • усиление поддержки садоводства, виноградарства и т.д. до 300 млн грн;

  • продолжение поддержки в сумме 1 млрд грн фермерским хозяйствам при понимании программ и направлений использования.

Поэтому основной базис изменений сохранился, но напомню, что Правительство его не одобрило и не разделило такую позицию.

На мой взгляд, есть три важных момента, которые вытекают из последнего заседания аграрного комитета.

Первый — доступ к прямым дотациям из бюджета должны получить все группы аграриев (крупные, средние и малые). Для этого депутаты и аграрные организации будут инициировать обязательное изменение порядка их распределения, которое было закулисно искажено Минфином и Минагрополитики.

Напомню, что в 2017 году за бортом оказалась группа производителей, которые занимаются растениеводством на экспорт и животноводством, ягодоводством, садоводством и другими отраслями для внутреннего рынка. Они просто выпали из процесса. Ведь Минфин и Минагрополитики после двух месяцев проволочек представили искаженный (сознательно они сделали это или нет — мне неизвестно) механизм распределения, взяв за основу налоговый кредит и налоговые обязательства, которые у разных групп и в зависимости от структуры самого производства не совпадают во времени. Так, в птицеводстве они практически ежедневно, в растениеводстве возникают в конце года (после реализации продукции), а в свиноводстве и разведении КРС — с определенной периодичностью. Поэтому одни производители после такого "справедливого" распределения претендовали на бюджетные деньги постоянно и ежемесячно, а другие — периодически, или потеряли такую возможность в связи со сворачиванием обязательств от НДС по экспорту продукции растениеводства, реализации продукции животноводства и других товаров на внутреннем рынке. Какой выход?

Чтобы производитель подавал двойную и разделенную налоговую декларацию с разбивкой по товарам, которые подпадают под программу дотаций, и реально получал эти дотации, а не одну общую декларацию, в которой проходит взаимозачет обязательств.

То есть, если вы производите зерно и будете заниматься животноводством, то разбивайте декларации и подавайте по каждому из этих видов отдельную налоговую накладную на компенсацию дотации, и если это вписывается в разрешенный перечень, то вы дотацию получите. Таким образом, все будут получать средства и можно будет избежать разрывов во времени для различных групп производителей. Все должны получать дотацию с высоким уровнем покрытия — не менее 80 процентов от уплаченного НДС или реалiзацiï продукции. Формула проста: уплатил 1 млн грн. налога — получил минимум 800 тыс. грн, или весь 1 млн как дотацию и поддержку. Напомню, за счет того, что правительство не соблюло обещаний и обязательств, мы сейчас имеем покрытие менее 60 процентов, а если бы все имели возможность получать, как планировалось в законе, то уровень составил бы 35-40 процентов! Так кто же в таких условиях будет платить налоги?!

Второй — в случае перераспределения средств между статьями, предложенными правительством, большинство депутатов комитета поддержали поправку № 231 в бюджете на 2018 год О снятии ограничения для агропредприятий — получать не более 150 млн грн дотаций. Почему так? Логика бюджетных дотаций для АПК — стимулировать экономический и конкурентный рост виноградарства, садоводства, свиноводства, птицеводства, овощеводства, тепличных хозяйств, изготовление молочной и сырной продукции, разведение КРС, а также — сдерживать рост цен на эту продукцию. Сопоставив всю экономическую составляющую и структуру производственных процессов в различных подотраслях агросектора, депутаты увидели, что эта норма антиконкурентная и могла бы привести к оттоку бизнеса в «тень», будет стимулировать искусственное дробление хозяйств, сокращение уплаты налогов в бюджет. Этого нельзя допускать. Выход увидели в увеличении общей суммы дотаций на 2018 год: с 2 млрд грн (которых совершенно недостаточно, и мы это видим в этом году) как минимум до 6 млрд грн. Средства для этого в бюджете есть.

Так, 700 млн грн на программу квазиакумуляции предложили забрать с 2,3 млрд грн на компенсацию расходов на капитальную инвестицию в отрасль животноводства (речь идет о строительстве новых ферм, но в следующем году их сдадут в эксплуатацию максимум на 500 - 600 млн грн, некоторые средства нужны также на модернизацию существующих). Остальные с 2,3 млрд грн перераспределили так: 300 млн грн остается на компенсацию стоимости племенных и высокопродуктивных животных, 1 млрд грн — на частичную компенсацию стоимости строительства ферм и животноводческих комплексов и 300 млн грн — на развитие садоводства и виноградарства.

Кроме того, еще 500 млн грн на прямые дотации агросектора решили перенаправить из программы компенсации за покупку с/х техники отечественного производства. Даже подсчеты Минагрополитики показывают, что пока нет достаточного спроса на эту программу, а заявок подано на компенсацию значительно меньшей суммы, то есть с заложенных в Государственном бюджете Украины на 2017 год 500 млн. грн. на эти цели, средства будут использованы не полностью. Нарастить общую сумму дотаций в 6 млрд грн (то есть, найти еще 2,8 млрд грн) можно за счет поступлений от приватизации, легализации рынка спиртовой промышленности путем усиления контроля за уплатой акцизного сбора за спиртовую продукцию, а также вывода из "тени" сельхозземель ( обеспечит поступление от уплаты владельцами паев НДФЛ от арендной платы, ЕСВ, а также уплаты сельскохозяйственными товаропроизводителями единого налога четвертой группы).

Основной аргумент следующий: чтобы бюджетное финансирование АПК выполняло свою функции развития и поддержки, а также было справедливым, нужно иметь достаточно средств для всех согласованных отраслей, а не "размазывать" то, что есть, между всеми, да еще и не допуская часть производителей к полученияи дотаций.

И последний, третий момент, который для меня особенно важен! Если правительство вдруг не согласится и не даст дополнительные средства на АПК, чтобы хватило всем сферам и направлениям производства агропродуктов для внутреннего рынка, которые нуждаются в поддержке, и оставит финансирования АПК на недостаточном уровне, то я буду против такого бюджета и порядка поддержки. Ведь в таком случае производитель получит на 1 гривну уплаченного в бюджет НДС с продукции только 30-60 копеек за дотацию и перестанет платить, пойдет в тень, будет искусственно дробиться. Если форуме средств, то надо так и сказать и изменить полностью подход. В этом случае фокус государственной поддержки АПК следует сместить в сторону единоличников, частно-семейных производителей. То есть, эти 2-4 млрд грн следует выплатить людям из частного сектора на поддержку производства молока и мяса КРС.

Сегодня в Украине 2,7–2,8 млрд голов КРС именно в частном секторе, где производится основная доля молока. Единоличникам трудно конкурировать с промышленными предприятиями, и в то же время они остаются основными производителями продукции КРС и молока. Поэтому им нужно помогать, а эти средства выполнят свою функцию. Возможны различные формы поддержки, начиная с дотирования 1-й главы выращенного скота или скота на содержании и заканчивая компенсацией на приобретение холодильного оборудования для хранения молока, его переработки или развития семейных ферм. Давно надо поддерживать всеми силами так называемого "маленького" украинца, ведь он сегодня пытается развиваться на селе. Государству нужно набраться смелости и отдать 3-4 млрд грн людям в деревню на их производство в семейных дворах, тогда это будет ощутимая помощь прямого действия

Итак, ждем формального решения Комитета и дальнейшей дискуссии с Правительством.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: