Смогут ли чиновники уйти от ответственности

комментировать

Запуск системы электронного декларирования вызвал довольно много скептических замечаний.

Они связанны в основном с тем, что все активы и доходы можно оформить на лиц, которые в формальном понимании не считаются членами семьи декларанта, и таким образом вывести за пределы декларации.

Напомним, что в понимании антикоррупционной декларации под членами семьи, в отношении которых также необходимо раскрывать активы, подразумевается довольно специфический круг лиц. Как разъясняет Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции, в него входит в любом случае второй из супругов, находящийся в зарегистрированном браке с декларантом (даже если он не проживает совместно с декларантом), а все остальные лица (включая несовершеннолетних детей) – только в том случае, если они проживают вместе с декларантом и ведут с ним общий быт. Таким образом, оформление доходов, бизнеса и активов на проживающих отдельно детей, братьев, сестер, родителей и т.п. позволяет вывести такие объекты за рамки декларирования.

Тем не менее, реструктуризация собственности и денежных потоков требует юридического оформления, а новая форма декларации предусматривает фиксацию не только объектов, которыми владеет декларант и члены его семьи по состоянию на конец отчетного периода, но и фактов отчуждения таких объектов. То есть, если чиновник решает формально избавиться от активов, продав или подарив их лицам, которые для целей декларирования не считаются членами семьи (например, отдельно проживающим родителям), он обязан отразить факт такой продажи в разделе декларации «Расходы и сделки» (если стоимость отчуждаемого имущества превышает 50 МЗП, в 2016 г. - 68 900 грн.). Если же от продажи были получены доходы – они также отражаются в разделе «Доходы» независимо от их суммы. По запросу антикоррупционного ведомства декларант обязан раскрыть личность нового собственника активов.

Отражение в декларации фактов отчуждения имущества дает возможность проследить, какие активы потенциально могут быть скрыты декларантом, и с чего стоит начинать их поиск.

Более того, декларированию подлежит не только имущество в собственности декларанта и членов его семьи, но и права пользования имуществом в самом широком понимании (даже юридически не оформленные), бенефициарное владение юридическими лицами, а для ряда высокопоставленных чиновников (президент, нардепы, министры, судьи, прокуроры и т.д.) предусмотрено декларирование фактической возможности распоряжаться объектами собственности или получать от них доходы, даже если формально активы им не принадлежат. Эти требования направлены на пресечение практики формального отчуждения активов, при котором «на бумаге» они принадлежат третьим лицам, но на самом деле декларант и члены его семьи продолжают использовать такие активы и получать от них доходы.

На практике это значит, что даже если имущество переоформлено на дальнего родственника или формально несвязанную компанию, но им пользуется декларант или члены его семьи, такое имущество должно отражаться в декларации, равно как и доли/акции в юридических лицах (то есть, бизнесы), оформленные на номинальных лиц.

Затруднить поиск формально отчужденных активов может следующий недостаток антикоррупционной декларации. По непонятным причинам на уровне Закона о предупреждении коррупции закреплено, что факты отчуждения имущества членами семьи декларанта отражению в декларации не подлежат. Это выводит за скобки декларирования факты отчуждения активов, которые принадлежали членам семьи, что затрудняет выявление возможного завуалированного использования таких активов.

Помимо ежегодной подачи электронной антикоррупционной декларации, вводится также более частое информирование антикоррупционного ведомства о благосостоянии чиновника в течение отчетного года. Закон о предупреждении коррупции обязывает декларанта уведомлять антикоррупционное ведомство обо всех фактах так называемого «существенного изменения в имущественном положении». Под таким изменением понимается получение декларантом дохода или любое приобретение имущества (в т.ч. это может быть подарок) на сумму, превышающую 50 МЗП (в 2016 г. - 68 900 грн.). Примечательно, что уведомлять следует только, если доходы/имущество были получены именно декларантом, подача подобных уведомлений в отношении членов семьи не предусмотрена. Очевидно, предполагается, что сведения о них будут отражены уже в декларации за соответствующий год. Хотя данная логика не совсем последовательна, ведь если цель подачи таких уведомлений – оперативно отследить возможные незаконные доходы чиновника, ничто не мешает чиновнику во избежание подачи уведомления оформить необходимые доходы/имущество на члена семьи.

В целом стоит отметить, что новая форма декларации направлена на фиксацию динамики изменения имущественного состояния декларанта в течение отчетного периода, что даже при существующих недостатках формы декларации дает широкие возможности для выявления попыток скрыть активы и доходы.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: