Почему МВФ не устраивает пенсионная реформа

комментировать

Сегодня депутаты должны рассмотреть законопроект, который станет началом нынешнего этапа пенсионной реформы. МВФ уже подготовил свои замечания и предостережения относительно текущей редакции закона.

В сентябре в Верховной Раде должны были рассматривать правительственный законопроект о повышении пенсий, который еще называют пенсионной реформой. Но этого не произошло, поскольку парламент был занят судебной реформой. Поэтому рассмотрение законопроекта перенесли, как сказал премьер-министр Владимир Гройсман, на 3 октября.

И так случилось, что в канун несостоявшегося рассмотрения, то есть 20 сентября, представительства Всемирного банка и Международного валютного фонда в Украине направили письмо в правительство и парламент. В письме сначала говорится, что они поддерживают работу над законопроектом, благодарны за тесное сотрудничество по пенсионной реформе, и уверены, что эта реформа должна быть направлена на обеспечение устойчивой пенсионной системы с достойными выплатами украинским пенсионерам. Но в то же время в них есть предостережения относительно подготовленного законопроекта.

Первое предостережение: помощь неработающим лицам, достигшим 60-летнего возраста без необходимого стажа. Речь идет о том, что в правительственном законопроекте, который выносится на рассмотрение парламента, предусмотрели повышение пенсии тем людям, которые являются инвалидами с детства, детьми-инвалидами, пенсионерами, которые не имеют полного стажа и лицами, не имеющими права на "полную" страховую минимальную пенсию.

Таких людей сегодня насчитывается около 1 млн человек. Все эти люди получают по 949 грн. И для них предусмотрено повышение пенсии на 45%, до 1373 грн. Но в письме говорится, что эта норма создаст диссонанс с теми, кто работает, а значит будет демотивировать граждан к официальной занятости и уплате взносов, пропорциональных их зарплате.

Я не думаю, что это демотивация. Я бы так не сказал, потому что речь идет о 1,4 тыс. грн в месяц, что при нынешних ценах не поощрит людей работать не официально. Но в чем они правы? В том, что эти выплаты являются не пенсией, а социальной помощью. Это в совокупности от 0,5 до 1 млрд грн социальной помощи.

И когда мы сегодня говорим о дефицитности пенсионного фонда, то для того, чтобы уменьшить эту нестачу, нужно все расходы, которые не касаются непосредственно пенсий, вывести оттуда. Их, эти соцвыплаты, нужно выделять непосредственно из бюджета и именно как социальную помощь. Потому что, как и указано в письме, любая помощь должна соответствовать требованиям существующей программы социальной помощи. Соцпомощь должна иметь привязку к праву на ее получение, в зависимости от уровня доходов и состояния бенефициара.

Поэтому ни в коем случае не нужно было эти выплаты прописывать в пенсионную систему. Это все еще остается тем советским атавизмом, когда Пенсионный фонд перекрывает бюджетные расходы.

Следующее предостережение касается индексации пенсии в 2018-2020 годах. Речь идет о том, что мы должны проводить автоматическую индексацию пенсии. Предостережение касается того, чтобы не делать индексацию в 2018 году. Здесь ВБ и МВФ ссылаются на то, что перерасчет будет в октябре 2017-го, а до марту 2018-го, когда индексация должна пройти согласно закону, времени немного.

Какова ситуация сейчас? В действующем законодательстве украинским пенсиям предусмотрена индексация. Но пенсия в Украине не индексировалась очень долго, с 2012 года. Хотя цены выросли очень сильно за эти пять лет. В результате, сегодня пенсионеры находятся в очень тяжелом положении. Повышение пенсий предусмотрено для 9 миллионов пенсионеров, по состоянию на 1 октября.

В проекте, который вносит правительство, предусмотрено, что индексация будет происходить автоматически с 2020 года. А в 2019-м она будет осуществляться "по решению правительства или парламента". Здесь ВБ и МВФ увидели, и не без оснований, политический мотив. Думаю, что нужно прислушиваться. И уже в 2019-м не надо будет принимать специальных решений ни правительства, ни парламента. Просто будет перерасчет пенсий на 50% от роста цен и на 50% от роста средней заработной платы за предыдущий год. Это всегда происходило в марте (до 2012 года) в автоматическом режиме. И возвращение к такому автоматическому режиму – это большой плюс.

Еще один момент – зачисление лет обучения в высших учебных заведениях в пенсионный стаж с вкладами, которые будут платить за счет бюджета. Что предполагается? Человек будет учиться в высшем учебном заведении и, соответственно, за нее из государственного бюджета будут выплачиваться страховые взносы в Пенсионный фонд, потому что страховой стаж идет только тогда, когда человек платит страховые взносы.

У меня здесь тоже возникает вопрос – а как быть с теми, кто учится в частных вузах, а таких очень много? Кто учится не на бюджете, а по контракту и т.д.? Видимо, когда правительство разрабатывало эту норму, то должено было учесть эти факторы.

Это непростая ситуация, и она перекликается с предостережением четвертым касательно "деятельности, которую предлагается учесть в пенсионный стаж". И здесь идет речь о том периоде, когда люди учились в вузах. МВФ против этого, потому что, как говорят, они не платили взносы в Пенсионный фонд. И еще они делают оговорку о том, как лучше СПД-шникам учитывать их стаж.

Я думаю, что эксперты МВФ немножко не понимают нашей реальности. Здесь нужно пояснить, что действующее законодательство в Украине предполагает (и такая норма действует очень давно), что до 1 июля 2004 года один год обучения считается за год стажа. И это закон! Его нельзя просто отменить задним числом.

А в отношении людей, которые работали по упрощенной системе налогообложения, то, когда ввели СПД, они платили неполный взнос в Пенсионный фонд. В 1990-2000-х годах у нас такая ситуация была. Она была тоже предусмотрена законом. И в законе предлагается учитывать год за год, хотя они платили не полный страховой взнос. Полный взнос на уровне минимального, СПД-шники начали платить лишь несколько лет назад. Теперь, если правительство учтет возражения МВФ, то такие граждане будут очень серьезно обделены. Поэтому возникает логичный вопрос: как им теперь быть, в чем они виноваты, если был такой закон? Поэтому здесь есть над чем подумать.

Последнее замечание касается введения накопительной пенсионной системы. Законопроект, который вносится правительством и одобрен комитетом ВРУ ко второму чтению, предусматривает введение накопительной пенсионной системы с 1 января 2019 года. МВФ говорит, что график внедрений институциональных принципов и предпосылок для успешного второго уровня пенсионной системы слишком плотный и надо это все сделать чуть позже, отложить.

Хочу сказать, что еще в 2003 году ВРУ приняла закон об общеобязательном государственном пенсионном страховании, где сказано, что пенсионная система Украины является трехуровневой. В составе первого уровня – солидарная пенсионная система, второго – общеобязательная и накопительная системы, и третьего – добровольная накопительная система.

И предусмотрен, соответственно, график введения всех этих уровней. Солидарный уровень, разумеется, давно работает. Третий уровень должны были ввести еще в 2004 году введением в действие закона о негосударственном пенсионном обеспечении. И так и случилось.

А вот второй уровень должны были ввести в 2007 году. 10 лет назад! И был график реализации проекта. И ничего не было сделано. Каждый год все переносилось на следующий год, на второй, третий. И сегодня второй уровень пенсионной системы так и не работает. А пенсионная система тем временем остается очень однобокой, так как фактически работает только солидарная система. Но в условиях, когда один работающий содержит одного пенсионера, что является очень большой нагрузкой, нужно менять пенсионную модель. И это нужно было очень давно сделать.

А на счет плотного графика, то, например, в Польше приняли соответствующий закон в декабре 1998 года, а 1 апреля 1999-го они уже запустили и второй уровень, и третий. И у них не было огромной подготовки в 10 лет, как у нас. Тем более, что у правительства давно есть так называемая дорожная карта введения накопительной пенсионной системы.

И второе предостережения МВФ и ВБ тоже в отношении накопительной пенсионной системы. Они говорят, что часть взноса из накопительной системы будет поступать за счет ЕСВ. Это не так. Введенная модель уплаты пенсионных взносов в накопительной пенсионной системе не пересекается с платежами в солидарную пенсионную систему. Она имеет самостоятельный источник финансирования. Поэтому она не уменьшает размер платежей, не влияет на дефицит пенсионного фонда. А значит вопрос введения накопительной системы не связан с наличием или отсутствием дефицита пенсионного фонда.

Изменения, которые вносит правительство в солидарную пенсионную систему – коррекция страхового стажа, осовременивание и индексация пенсий и др., они очень нужны. Они буквально "пожарные". То есть это все ннужно обязательно сделать, это все уже давно перезрело.

Но это только часть пенсионной реформы. Нужно обязательно вводить второй уровень пенсионной системы. А сегодня в правительственном законопроекте предусмотрен только срок его введения. И если сделают первый шаг и примут этот законопроект, то за ним следует сделать и второй шаг. Сейчас 59 народных депутатов внесли законопроект №6677 в Верховную Раду, который называется "О введении обязательной накопительной пенсионной системы" – и тогда это действительно будет уже пенсионная реформа. И у нас будет полноценная пенсионная система, которая начнет действовать с 1 января 2019 года.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: