Как избавиться от зарплатного рабства

комментировать

Считается, что первой страной в мире, начавшей бороться за отмену рабства, была Великобритания.

Движение за равные права и свободы всех людей началось в конце ХVIII века, а точка в этой борьбе была поставлена аж в конце ХХ века, когда рабство было окончательно запрещено в некоторых африканских и арабских государствах. То есть всемирная борьба за свободу слова, свободу выбора, расовое и гендерное равенство длилась более двух столетий. Каждая нация прошла свой отдельный путь «освобождения от оков». Как это происходило и происходит по сей день в нашей стране, думаю, известно всем. Ведь рабство в одинаковой степени понятие как физическое, так и ментальное.

На мой взгляд, нет особого различия в том, миримся мы, например, с отсутствием свободы слова, права на собственное мнение, дискриминацией или же не обращаем внимания, как представители власти указывают, в каком банке обслуживаться. Казалось бы, это мелочь, но на самом деле именно с таких незначительных приказов и решений сверху мы вместо того, чтобы строить, разрушаем страну в самом центре Европы. Страну, которая недавно на весь мир заявила о том, что собирается жить по законам демократии и цивилизации, которая в прямом смысле слова проливает кровь за то, чтобы ее люди были по-настоящему свободными.

№37

Наверное, ассоциации с этой цифрой, у всех, кто даже поверхностно разбирается в истории, не самые лучшие. Не знаю, стоит ли это воспринимать как совпадение или же случайность, но для многих представителей украинского банковского сообщества эта цифра также стала достаточно символичной, и тоже далеко не в лучшем смысле.

20 января этого года Кабинет Министров Украины принял Постановление №37 «Некоторые вопросы выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений и государственной социальной помощи», которое уже успели охарактеризовать как постановление о зарплатном рабстве. По сути, документ лишает государственные и коммунальные предприятия и украинцев, работающих там, а также получающих социальные выплаты, выбора банка-партнера. При этом абсолютное большинство украинских финучреждений лишаются права на честную конкуренцию за клиента.

Более того, в отличие от всех банков для финучреждений с государственным участием в документе не указаны отдельные требования. Для остальных участников финансового рынка в условиях все еще нестабильной экономики многие из требований вообще являются неподъемными. Например, сразу же можно исключить из списка финучреждения, доля активов которых меньше 1% банковской системы. Не могут обслуживать один из крупнейших розничных клиентских сегментов и молодые банки, которым менее трех лет. То есть, если активы финансово-кредитной организации менее 1% системы, но она сохраняет устойчивые позиции, демонстрирует хорошие результаты, она все равно лишается серьезного источника дохода. Так решили в правительстве.

В посткризисный период, когда рынок кредитования только начал делать первые шаги к восстановлению, неактуально для многих банков еще одно требование – относительно владения банком ОВГЗ в размере от 20% регулятивного капитала. Инвестиции в облигации внутреннего государственного займа носят долгосрочный характер, как правило, от 1 года, поэтому банки в большей мере выбирают депозитные сертификаты НБУ сроком от 1 дня до 1 месяца. В нынешних экономических условиях это более оптимальный вариант.

Возможно, 37-е постановление и декларирует высокие цели: усиление банковской системы страны, повышение уровня доверия граждан к финансовым институтам за счет ужесточения требований к банкам. Но на практике – просто является лоббистским для госбанков и ограничивает круг уполномоченных на социальные и бюджетные выплаты финучреждений до 6-7. То есть в один момент система вновь начнет терпеть убытки, бюджетные учреждения и сотрудников поставят перед фактом, что теперь у них другой финансовый партнер. А ведь у многих существующих клиентов уже неуполномоченных (по новым правилам) банков, помимо зарплатных карт, открыты, например, овердрафты, задолженность по которым погашается автоматически, списываясь с зарплатных начислений, и т. д.

Что дальше

Сейчас банкиры борются за пересмотр существующих требований, в том числе и в судах. Конечно же, определенные условия для уполномоченных на выплаты банков должны быть. Это главное условие для восстановления и создания сильного финансового рынка. Но эти требования должны быть адекватными текущей экономической ситуации, а также давать возможность большинству финансовых структур участвовать в конкурсе Минфина. И кстати, очень удивляет, что среди требований для уполномоченных банков нет пунктов о прозрачности структуры собственности и минимальной сумме уставного фонда.

Многие могут сказать, что ситуацию с зарплатными клиентами в банковском секторе никогда нельзя было назвать рыночной. Но и здесь изменения вполне возможны при желании. Почти год Верховная Рада не принимает закон (в разных интерпретациях и редакциях), полностью отменяющий зарплатное рабство. Проект закона был одобрен финансовым комитетом, по нему каждый гражданин Украины может самостоятельно выбирать банк для получения заработной платы. В последний раз депутаты должны были рассмотреть инициативу в конце марта. Проект даже не был вынесен на рассмотрение. Не хватило времени или это было в чьих-либо интересах – принципиального значения не имеет. Украинцы снова не получили ожидаемого результата.

P. S.

Я ни в коем случае не выступаю против государственных банков. Я, как и многие мои коллеги по рынку, выступаю за свободу выбора, за свободную и честную конкуренцию на равных условиях для всех. Я выступаю за отмену рабства в любом его проявлении.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: