Что может побудить рынок труда к реформированию

комментировать

В среднесрочном плане действий правительства объявлено, что к 2020 году Украина должна занять не ниже 30-го места в рейтинге Doing Business.

Возможно ли сделать молниеносный прыжок и благодаря чему?

Украина ежегодно показывает умеренный рост в рейтинге по легкости ведения бизнеса - Doing Business. Так, по результатам 2017 мы поднялась в Doing Business 2018 на 4 пункта и занимаем 76 место из 190 стран. Как известно, рейтинг Doing Business оценивает регулятивные изменения по одиннадцати критериям, и многими аналитиками уже проведен анализ национальных результатов. Отдельного внимания заслуживает такой критерий как регулирование рынка труда, исключенный из обязательных для оценки, однако качество регулирования рынка труда существенно влияет на комплексную оценку легкости ведения бизнеса в каждой стране.

Возможно ли сделать молниеносный скачок на 46 пунктов за два года без реформы рынка труда? Ответ очевиден – НЕТ.

Правила регулирования бизнеса создают взаимосвязь между легкостью ведения бизнеса и новыми рабочими местами. Развитие экономики невозможно без модернизации правил функционирования рынка труда. Отклонение в сторону громоздкого регулирования или, наоборот, излишне ослабление и гиперболизированная либерализация, приводят к одному – повышение показателей теневой занятости, официальной безработицы и нарушение базовых социальных прав.

Проведение реформ, направленных на более гибкое регулирование рынка труда, может способствовать повышению занятости. Путем принятия правильных инициатив и обеспечения сдерживающих факторов как для работников, так и для работодателей, могут быть созданы условия для повышения трудовой мобильности и рост производительности труда, являющиеся приоритетами для экономик большинства стран мира.

Данные Doing Business 2018 свидетельствуют о том, что законодательство 64,7% оцениваемых стран, позволяет использовать срочные трудовые договоры для выполнения текущей работы, а не в исключительных случаях. 78,9% стран не имеют ограничений по ночной работе. Законодательство 21,4% стран требует, чтобы работодатели принимали меры для перевода и содержание работников перед тем, как объявить о сокращении. Законодательство 68,9% стран обеспечивает, как минимум, пять оплачиваемых дней временной нетрудоспособности. Рейтинг Doing Business 2018 подтверждает, что 48% стран запрещают дискриминацию по гендерному признаку при трудоустройстве и 40,5% предусматривают обязательное равенство в оплате труда за работу равной ценности. Конечно, при оценке показателей каждой страны необходимо принимать во внимание особые факторы внешней и внутреннего воздействия, однако тенденции для развития и совершенствования похожи в большинстве стран.

В контексте развития регулирования рынка труда в Украине мы должны стремиться к флексикьюрити (flexicurity). Это понятие было представлено Комиссией европейских сообществ в 2007 году для отражения основных направлений развития рынка труда: гибкость и безопасность. Гибкость трудовых отношений – это не сокращение и не уменьшение социальных стандартов и гарантий, предоставляемых работникам в пользу работодателей. Гибкость регулирования рынка труда – это адаптация к современным условиям, обеспечение баланса свободы трудового договора с защитой прав работников.

Из чего состоит флексикьюрити? Во-первых, это гибкие и надежные условия договоров, обеспечиваются современным трудовым законодательством, коллективными договорами и организацией рабочего процесса. Во-вторых, всестороннее обучение в течение всей жизни как стратегия, которая должна обеспечить постепенную приспособленность работников к требованиям рынка труда. В-третьих, эффективная и активная политика на рынке труда, что должно помочь работникам преодолеть быстрые экономические и социальные изменения, сократить рост безработицы и облегчить смену работы. В-четвертых, современные системы социальной безопасности должны поддерживать развитие занятости и усиливать мобильность работников на рынке труда.

Правительством Украины принято ряд программ, направленных, в том числе, на развитие рынка труда. Среди них: среднесрочный план действий правительства до 2020 года, государственная целевая социальная программа Молодежь Украины на 2016-2020 годы, стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Украине на период до 2020 года, стратегия преодоления бедности, государственная социальная программа обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на период до 2021 года. Кроме этого, ко второму чтению в Верховной Раде подготовлен проект Трудового кодекса Украины (1658).

В 2017 году реформе рынка труда было уделено внимания гораздо меньше, чем проведением образовательной, медицинской, пенсионной реформ. В то же время без проведения реформы рынка труда не будет создаваться достаточное количество рабочих мест, развиваться малое и среднее предпринимательство, расширяться возможности человеческого капитала, поддерживаться удобные формы занятости, не сократится неформальная занятость. Реформирование рынка труда опосредуется экономическими факторами, поэтому качество результатов ее проведения косвенно повлияет и на повышение рейтинга Украины как в Doing Business, особенно во взаимосвязи с критерием "открытия бизнеса", так и в других рейтингах, в частности Global Competitive Index, Competitive Workforce Index, Human Development Index и другие.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: