Правила выживания для банков

комментировать

За последние несколько лет количество банковских учреждений в Украине сократилось на треть.

Ключевая задача, которая стоит перед банковским сектором и регулятором сегодня – обеспечить стабилизацию деятельности оставшихся банков и способствовать созданию «буфера», который в случае возможных проблем в экономике в будущем поможет банкам выстоять. Буфером может также выступить финансирование, предоставляемое международными финансовыми правительственными и неправительственными организациями. В процессе достижения задачи стабилизации банковского сектора с рынка могут уйти по разным причинам еще несколько десятков банковских учреждений. По результатам диагностики банковской системы по заказу МВФ мы можем обозначить несколько ключевых проблем, присущих банковской системе в целом. 

Диагностики подтвердили мнение экспертов о серьезном уровне недокапитализации всей банковской системы, включая первую двадцатку. По моим оценкам, объемы дефицита капитала по ТОП-20 банков по-прежнему составляют до 100 миллиардов гривен. Основной причиной недостаточности капитала является признание убытков от деятельности, в первую очередь в результате формирования резервов по активам банков с индикаторами обесценения.

НБУ отнесся к этому очень серьёзно – проводится тщательный мониторинг ситуации в системе, в отношении ТОП-20 банков сформированы и практически согласованы планы докапитализации. Речь идет о продолжении повышения требований к капитализации (7% в следующем году, 10% – через три года).

Есть ожидания, что акционеры далеко не всех банков в ближайшие три года смогут найти необходимые для выполнения этих требований денежные средства. Ведь для владельцев/акционеров банков требование НБУ означает, что они должны извлекать необходимые деньги из оборота в небанковском секторе из подконтрольных им действующих компаний, если у них таковые есть. Соответственно, у них возникает дилемма: либо ослабить действующие компании небанковского сектора, либо подвергнуть свои банки риску несоответствия требованиям регулятора по капитализации. К сожалению, в условиях стагнирующего рынка и неразвитости финансовых инструментов других источников привлечения средств практически не остается.

Раньше вопрос докапитализации решался достаточно просто. Выдавались кредиты, либо осуществлялись операции с ценными бумагами, что позволяло выводить средства банка на определенные лица с последующим довнесением в уставный капитал. Цепочка сделок могла быть короткой или длинной. Но результат один – посредством специально структурированных операций появляются деньги для внесения в уставный капитал. Сейчас регулятор жестко взялся за контроль данных операций: применяя требования по раскрытию финальных бенефициаров, структур подчинения и связанных сторон; применяя соответствующие нормативы, ограничивающие объемы операций со связанными сторонами; проверяя источники наполнения капитала. При последовательных и правильно организованных усилиях НБУ прозрачность банковской системы должна существенно улучшиться. Но если денег у собственников нет, а от банка отказаться они не хотят, то, скорее всего, не останется другого пути, кроме как применять различные схемотехники для снижения показателя контрольного норматива. Например, осуществлять взаимные переразмещения в активы других банков, в отношении которых заемщики не являются связанными сторонами. Таким образом, проблема с недостаточностью капитала может сохраняться, а проблема кредитования связанных сторон – усугубляться. Кроме того, пострадает прозрачность всей банковской системы.

На сегодняшний день среди многих банков, включая крупные, доля кредитования связанных сторон достаточно высокая, и это является серьезной проблемой для банковской системы. Ситуация усугубляется тем, в действующих регулятивно-нормативных документах, используемых для соответствующих нормативов банковского контроля, определение кредитования связанных сторон отличается от трактовки, применяемой в Международных стандартах финансовой отчетности. Требования надзора в отношении соблюдения определенных нормативов по кредитованию связанных сторон ужесточаются, и банки просто обязаны их выполнять. Понятно, что в условиях стагнации рынка кредитования быстро изменить структуру кредитного портфеля будет очень сложно. Если Нацбанк этого не учтет и вместо пристального мониторинга ситуации со связанными сторонами начнет применять жесткие санкции, банки могут не выдержать давления.

По-видимому, банкам необходимо рассматривать все возможности для докапитализации. Наиболее очевидный путь – внесение условно свободных денежных средств. Слабо реализуемый в условиях слабой экономики, низкой маржинальности корпоративного бизнеса и низкого доступа к дешевым ресурсам на внешних рынках капитала. Возможно размывание собственности некоторых наиболее привлекательных банковских учреждений посредством продажи существенных пакетов акций новым отечественным акционерам, которые ранее по разным причинам не особо интересовались банковским бизнесом и зарабатывали в других секторах экономики. Что более вероятно, банковскую систему ждет серьезный процесс принудительного объединения тех, кто захочет выстоять. «Принудительного», потому что, если собственники этого не захотят делать или не смогут договориться, они потеряют активы, так как альтернатива – ликвидация банка. Еще один пункт, который можно выделить – технический. Банки будут продавать условно неработающие активы, выводить их за пределы банков за реальные деньги с тем, чтобы дальнейшее ухудшение состояния активов не приводило к формированию резервов и «съеданию» капитала. Я предполагаю, что мы увидим некую комбинацию всех трех вариантов и, конечно же, сокращение количества банков на рынке. Мы ожидаем, что к концу 2017 года банковский сектор сократится до уровня 50 банков максимум.

Еще один из вызовов, стоящий на повестке дня у банкиров – это внедрение системы управление рисками, которая включает и систему раннего оповещения об ухудшении качества кредитов, методики оценок, применяемых тем или иным банком, управление ценовыми рисками в рамках операционной модели банка, а также автоматизацию и параметризацию кредитных портфелей. Сюда же относится создание адекватных баз данных и исторической информации – это минимум, необходимый банкам, чтобы выжить в новых условиях.

Характерно, что МСБУ 39 при условии правильного применения, дает срез качества активов в стоимостном выражении и позволяет видеть состояние качества активов. Но на практике это работает не во всех банках, что  является одной из первопричин недостаточности капитала в банковской системе. А уже  через полтора года будет введен МСФО 9, предполагающий принципиально новые подходы к формированию резервов и может привести к существенному увеличению резервов от 40 до 60%.. Правильное применение МСБУ 39 могло бы облегчить процесс перехода, давая необходимую базу и исторические данные, которые применяются в МСФО 9.

В данных условиях НБУ остается относиться к ситуации конструктивно: мягко контролировать и корректировать сокращение объемов операций со связанными сторонами, при этом требуя от банков адекватного применения МСФО к оценке активов и формированию резервов, придерживаться стратегии докапитализации системы, постоянно проводя обновления результатов диагностики и корректируя планы по докапитализации. Такой подход более предпочтителен в нынешних условиях и приведет к постепенному выравниванию ситуации.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: