Где взять деньги на утепление домов

комментировать

Равенство – это роскошь, которую могут позволить себе лишь самые богатые общества.

Экономист Артур Оукен в свое время предложил для описания процессов отъема денег у богатых и передачи их бедным модель "дырявого ведра". Государство, писал он, переносит деньги от богатых к бедным с помощью дырявого ведра – часть денег утекает. Так, в родных Оукену Соединенных Штатах, при попытке перераспределения доходов, из 350 долларов, изъятых у богатых, до бедных доходит всего лишь 100, а 250 исчезают в процессе.

К чему эта история? Несмотря на то, что в стране сейчас нет денег на настоящее равенство, можно попытаться обеспечить хотя бы равенство возможностей. Хотя бы в такой относительно узкой сфере, как энергоэффективные мероприятия в жилищном секторе.

Жилищный фонд Украины вопиюще неэффективен в вопросе потребления энергоресурсов. В этом сегменте мы потребляем в 4 раза больше энергии, чем соседняя Польша – страна со сходным климатом. Почему? Потому что наши дома построены и эксплуатируются без учета необходимости экономить теплоресурсы. Да и население до последнего времени не особенно задумывалось об этом, поскольку стоимость энергоресурсов субсидировалась государством. Такая схема подразумевала изъятие денег на отопление у населения в неявной форме – т.е. напрямую из бюджета, из наших налогов. Из-за этого мы недосчитывались многих возможных государственных благ – деньги уходили на дотации коммунальным предприятиям.

Сейчас ситуация меняется, и население нашей страны начинает видеть эти деньги у себя в квитанциях на оплату тепла. Посему вопрос энергоэффективности стал ключевым как для государства для уменьшения  зависимости от внешнего противника-поставщика энергоресурсов так и для жителей – чтобы платить меньше. С этой целью в 2015 году была запущена программа Государственного Агентства Энергоэффективности для со-финансирования энергоэффективных мероприятий для жильцов и ассоциаций собственников многоквартирных домов. Используя ресурс «единого окна» -- государственные банки, жители Украины смогли получить кредитование на модернизацию жилья.

За несколько месяцев существования программы, было выдано кредитов на сумму более миллиарда гривен. В этом году финансирование успешной программы было еще более расширено. Посему, каким образом государственные деньги должны доходить до жителей –чрезвычайно важный вопрос.

В общественном сознании конкурируют два базовых подхода: назовем их "финансовый" и "дотационный". В случае с первым, необходимо использовать максимально доступные рыночные механизмы, подключив коммерческие структуры и снизив до минимума роль государственных. Второй подход подразумевает активное участие именно государственных институций, предполагая в идеале не использовать коммерческие структуры вообще.

Схема "финансового" подхода такова. Собственник частного дома или объединение собственников многоквартирного дома обращаются в банк для получения кредита на энергоэффективные мероприятия, получают деньги, проводят эти мероприятия, получают компенсацию по телу кредита до 40% согласно программе поддержки от Госэнергоэффективности. Далее они выплачивают оставшиеся суммы по кредиту. Участие государства здесь ограничено выплатой компенсации после выполнения работ.

В легкости выполнения программы проявляется вся суть "финансового подхода": коммерческие структуры, которые заинтересованы прежде всего в собственной выгоде, проводят целую кампанию для продвижения энергоэффективности, при этом удовлетворяют запросы клиентов и потребности государства.

Aльтернативный подход может выглядеть приблизительно так: потребители сами находят деньги на энергоэффективные мероприятия и обращаются в офис программы с тем, чтобы получить компенсацию части затраченных средств. Предполагается, что некая государственная комиссия оценит эффективность проведенных мероприятий после чего компенсационные деньги окажутся у потребителя.

«Дотационный» подход невозможен без участия в программе дополнительных инструментов в виде муниципальных комиссий либо государственных чиновников. К чему это приводит в большинстве случаев? К системе выдачи денежных ресурсов в пользу того либо иного «фаворита» в определенное время и в определенном городе. Т.е. задействуется опять таки принцип «дырявого ведра».

В то же время, отделения банков есть везде, что обеспечивает равенство в доступе к реализации рыночной модели в любом городе.

Более того, ожидание очереди на получение грантовых ресурсов от государства приводит к тому, что собственник остается пассивным, не берет на себя ответственность за свою собственность, не переходит в разряд активных участников процесса. Это имеет отрицательную долгосрочную перспективе в масштабе государства. Для трансформации страны требуются решительные, ответственные люди – и одной из дополнительных задач программы повышения энергоэффективности является активация таких людей.

Действующий финансовый механизм, конечно, нуждается в улучшении. Главное – это привлечь к участию в программе финансирования энергоэффективных мероприятий в жилищном секторе не только государственные, но и коммерческие банки.

Но правда такова, что сейчас только банки с программой кредитования энергоэффективных мероприятий и их государственной поддержкой обеспечивают и будут обеспечивать в дальнейшем реальные результаты на этом рынке. Банки, как коммерческие организации, ориентированы на клиента – и работа делается потому, что это выгодно! Тем самым обеспечивается стабильность – в любое время собственник частного дома или объединение собственников дома многоквартирного могут быстро и легко получить кредит, сделать дом более энергоэффективным, получить компенсацию и начать экономить уже сегодня.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: