Проблемы и возможности Гостомеля

комментировать

У открытия пассажирского международного аэропорта в Гостомеле есть две составляющие — технические вопросы строительства, оборудования и сертификации терминала, а также сопутствующие мероприятия.

И это все при должном финансировании и концентрированной политической поддержке вполне можно сделать за 5-8 месяцев.

Под политической поддержкой я имею ввиду в том числе и зеленый свет при прохождении всех согласовании проекта во всех инстанциях   то есть ни один чиновник не будет безосновательно затягивать и требовать мзду.

Чисто технически новый пассажирский терминал в Гостомеле можно построить в виде одноэтажного сооружения из быстро возводимых панелей (на подобии супермаркета Метро). Основное оборудование для него можно закупить со сроками доставки 4-5 месяцев. А на первом этапе часть отложить, допустим, у Борисполя.

Организацию наземного обслуживания можно доверить по оутсорсингу частным компаниям, ведь и в большинстве других аэропортов — тот же Борисполь — хендлинг выполняют частные компании, а не сам аэропорт. Думаю, что крупнейшие работающие на украинском рынке хендлеры при наличии заинтересованности и политической воли могли бы развернуться в новом аэропорту за месяц-два. То же самое можно сказать о заправке.

Напомню, когда два года назад в Одессе случился известный скандал с авиа заправщиком и было принято политическое решение пустить на рынок конкурентов, новая компания развернулась и стала заправлять воздушные суда примерно за полтора месяца. Учитывая то, что до этого она лишь владела лицензией и сертификатами, но нигде в Украине реально не заправлявшая самолеты.

Тут самый главный вопрос в том, кто выступит инвестором самого проекта строительства — по самым скромным подсчетам, на терминал понадобиться около $2-3 млн. В прессе со ссылкой якобы на представителей Антонова уже озвучивалась сумма свыше $10 млн — таких денег у предприятия нет.

В то же время привлечение третьей стороны, как инвестора (от частных лиц до ГП МА Борисполь) ставит вопрос о выводе или всего аэропорта Антонов или хотя бы его части из состава предприятия Антонова. А это уже может быть достаточно сложный, долгий и политизированный процесс. Ибо частью депутатов Рады это может быть расценено, как попытка теневой приватизации. 

Кроме терминала, аэропорту нужно будет еще как минимум построить достаточно вместительный паркинг, а так же наладить регулярное сообщение с Киевом общественного транспорта. Последнее, по моему мнению, вообще не проблема. Это можно либо сразу отдать на откуп какой-то частной компании, либо задействовать автобусы по примеру Бориспольского экспресса.

Паркинг же обычно является весьма важным источником дохода управляющей терминалом компании, по-этому логично было бы их строить в комплексе с основным проектом, тем более, что если на начальном этапе строить просто заасфальтированные площадки — это сравнительно больших денег не потребует.

Кроме того, привлечение такого требовательного клиента, как лоукостер Ryanair, потребует сертифицированния ВПП по метеоминимуму 2−ой категории посадки ИКАО с обоими посадочными курсами, что так же требует инвестирования в оборудования и требует отдельной оценки. Но предварительно это опять-таки несколько миллионов долларов США и срок поставки около 6-9 месяцев.

Учитывая окупаемость, а так же стратегическую важность и глобальность любых изменений в этой отрасли, прежде чем начинать проект в Гостомеле, правительство должно сформировать визию, каким оно хочет видеть столичный авиационный узел через 30 лет. Чтобы легче было это осознать, представьте, что в сегодняшний день вам нужно было бы заглянуть из августа 1987 года. Задача не из легких, но как знает любой менеджер, чтобы что-то сделать, нужно сначала представить, как будет выглядеть результат и затем составить план достижения цели.

Я рискну сделать свои предложения:

Через 30 лет в столичном регионе должно быть минимум три действующих пассажирских аэропорта—центральный хабовый для всего Восточно-Европейского региона, альтернативный аэропорт на противоположном берегу и лоукост-аэропорт.


Аэропорты столичного региона по нашим прогнозам будут перевозить пассажиров:
в 2025 году — 26 млн пассажиров пессимистический сценарий (П), оптимистический (О) — 35 млн.
в 2035 году — 38 млн пассажиров пессимистический сценарий, оптимистический — 53 млн.
в 2047 году — 50 млн пассажиров пессимистический сценарий, оптимистический — 68 млн.

Который распределится примерно так (млн. человек):

 

2017

2025

 

2035

 

2047

 

 

 

П

О

П

О

П

О

Хабовый аэропорт

12,5

20

27

30

40

40

55

Альтернативный аэропорт

1,5

3,5

4,5

4

6

4

7

Лоукост аэропорт

0

2,5

3,5

4

7

6

9

Всего

14

26

35

38

53

50

68


При этом мы предполагаем, что в хабовом аэропорту около 60% пассажиров будут транзитными. Оптимистическая модель предполагает установление мира на Востоке Украины и нормализацию отношений с РФ или её наследниками.

Борисполю, учитывая существующие терминалы, наработанный опыт и наличие базового перевозчика, логично будет и далее развивать аэропорт, как центральный хаб Украины с претензиями на лидерство в Восточной Европе. Но, в то же время, для стимулирования рынка и повышения конкуренции, было бы логично, чтобы в регионе существовал реальный аэропорт — конкурент ему. К сожалению, сейчас аэропорт Киев (Жуляны) не может таким быть в полной мере из-за сильных ограничений ВПП, которая не может принимать в полной загрузке даже Боинг 737-800 на которых выполняют полеты тот же Ryanair. Не говоря уже про большие воздушные суда. Сюда не возможно организовать полеты широкофюзелажных самолетов и таким образом наладить связь, допустим, с США или Китаем.

Но проблемы возникают даже у базовых авиакомпаний — в свое время в аэропорту активно развивались на региональных самолетах регулярные полеты ЮТэйр Украина, но чартерная программа на Боинг 737-800 из-за ограничений полосы выполняется из Борисполя. Другой основной клиент аэропорта — лоукостер Wizzair постепенно меняет флот на больший по размеру Аэробус 321, который опять-таки не может обслуживаться в аэропорту Киев.

Сейчас управляющая компания аэропорта прорабатывает вариант реконструкции и удлинения ВПП, для чего нужно как минимум засыпать овраг в её торце. В тоже время сам аэропорт ограничен практически со всех сторон жилой застройкой. Отдельный вопрос — кто, как и почему разрешил там строить жилые дома, тем более высотного. В этой ситуации возникает вопрос целесообразности дальнейшего развития аэропорта Киев, тем более, если принимается решение развивать аэропорт Антонова.

Возможно, учитывая перспективу и проблематику, как развития аэропорта Киев, так и финансирования строительства инфраструктуры в Гостомеле, целесообразно обсудить вопрос переноса в будущем всех  регулярных пассажирских операций из Жулян в аэропорт Антонова. И возможно инвестором его терминала весьма охотно стали бы нынешние управляющие аэропортом Киев.

Аэропорт Антонова после открытия пассажирского терминала и сертификации ВПП может стать в будущем реальной альтернативой аэропорта Борисполь, куда смогут летать не только белорусские и молдавские авиакомпании, но и к примеру анонсированная министром Delta airlines из Нью-Йорка или Emirates из Дубая.

Правда в таком случае возможно опять возникнет проблема, когда частный инвестор оценит все свои расходы и его себестоимость обслуживания рейсов будет далека от желания Ryanair.

Исходя из вышесказанного, думаю, что лоукост-аэропорт Правительству следует создавать в другом месте — допустим Белой Церкви, передав весь аэропорт либо ГП МА Борисполь (как филиал), либо в концессию частному инвестору. На сегодняшний момент мне лично известны по крайней мере две серьезные группы инвесторов, которые готовы его развивать.

Если правительство могло бы принять на себя определенные обязательства, например не предоставлять никому скидку в течении 10 лет в столичных аэропортах на обслуживание ниже определенного придела (примерно $12), а так же гарантировало бы политическую поддержку в прохождении утверждения проекта и дальнейшей сертификации аэропорта, то лоукост-аэропорт мог бы быть готов уже к следующему летнему расписанию.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: