Как Украина теряет потенциал

комментировать

Некоторые европейские политики любят приезжать в Украину и учить представителей местных элит, как им реформировать страну. Особо в этом преуспели прибалты, поляки и словаки, а также грузины.

Политбеженцев из солнечного Тбилиси можно сразу опустить—все же они даже не из ЕС. А вот с представителями Евросоюза интересней, если вы еще не заметили – предлагаю вам обратить внимание на такую особенность — реформы и интеграция в евроструктуры прошли там так "успешно", что от 20% до 30% трудоспособного населения этих стран уехали на заработки в страны Северной Европы — Скандинавию, на Британские острова и в Германию.

Причем судьба так называемых новых членов Евросоюза сложилась очень по-разному. В интернете не трудно найти море всевозможных таблиц и статей, рассказывающих об успехах их евроинтеграции. Но я бы предложил вам два очень легких теста — ответьте на вскидку, какие товарные знаки (бренды) стран новой Европы вы знаете, кроме продуктов питания, и еcли вы бывали в странах Старой Европы, гастарбайтеров-уроженцев каких стран Восточной Европы вы там встречали.

Наверняка много кто на вскидку вспомнит Skoda (автомобили, троллейбусы, трамваи, электрички), грузовики Tatra и Avia, автобусы Karosa, электрические автоматы OEZ, истребители Aero L (Albartos), станки ŽĎAS, сантехнику Ravak и еще много прочего произведенного в Чешской республике. И при этом вы днем с огнем не сыщете на полях и стройках Великобритании и Норвегии чеха. Ему незачем ехать куда-то — достойную, хорошо оплачиваемую работу можно найти и дома. То же самое с венграми.

Чешская республика вообще уникальная страна в современной Центральной Европе — тут не только сохранили производственные мощности социалистического периода, но и продолжают их развивать. Все это стало возможно не в последнюю очередь потому, что экономика Чехии в основном оказалась в руках местного капитала. Тут много государственных предприятий, не приватизированы почти никакие объекты инфраструктуры — почта, железные дороги, автомобильные дороги, аэропорты, электрогенерирующие и распределительные компании—так или иначе контролирует государство. Но и те предприятия, которые были приватизированы, в целом сохранили свой профиль и продолжают развиваться. Подавляющее большинство их принадлежит местным бизнесменам. Практически в каждом чешском городке действует какое-то производство. В отличии от Прибалтики или даже многих городов Украины, местные заводы и фабрики не были сданы в металлолом и цеха не перепрофилированы под торговые центры.

Все это не значит, что Чехия закрыта для иностранных инвесторов, вовсе нет. Но к ним она подходит взвешено и требовательно. Центральные и местные власти заинтересованы в компаниях, которые создают новые высокооплачиваемые рабочие места на предприятиях, выпускающих продукцию с большой добавочной стоимостью.

Так в городе Брно с 2003 года располагается научно-производственный центр американской компании Honeywell, одного из крупнейших в мире производителей военного, аэрокосмического, автомобильного, нефтеперерабатывающего и нефтехимического оборудования, технологий для эксплуатации зданий и промышленных сооружений, турбокомпрессоров и специализированных товаров.

Сейчас только в НПЦ Honeywell работает свыше 4 тыс. инженеров, еще около полутысячи специалистов трудится в инженерно-исследовательском центре компании в Праге. Более 700 специалистов занимаются продажами и дистанционной технической поддержкой клиентов в Европе из офиса Honeywell в Праге. Так же эта корпорация в Чехии открыла два завода по производству компонентов и конечной продукции.

Как рассказала автору одна из топ менеджеров местного подразделения Honeywell, американская корпорация выбрала Чехию для открытия своих научных центров, так как здесь существует старая сильная инженерная школа с хорошими традициями. Сейчас Чешское подразделение концентрируется на перспективных разработках для автомобильной, авиационной и аэрокосмический отрасли. В частности, тут "рождаются" практически все новейшие технологии компании в области авионики.

Чехия была промышленной кузницей Европы еще со времен Австро-Венгрии. И любое правительство, любые режимы, рассматривали страну именно через эту призму — чешские танки, самолеты и поезда были нужны и нацистам, и коммунистам, и либеральным евроинтеграторам оказались не лишними.

Вдуматься только, в этом одном, но далеко не единственном в стране конструкторском бюро в Чехии работает больше инженеров, чем во всех вместе взятых авиационных и оборонных КБ Украины (а, наверное, и России тоже).

И в это же самое время украинская элита радуется, что её новый старший брат предлагает Украине стать великой аграрной державой. К сожалению, он почему-то не хочет видеть в нашей стране не менее значительный научно-инженерный потенциал, чем в Чехии. Ведь в Украине тоже очень старая научно промышленная школа, давшая в свое время отцов космонавтики (Королев), авиастроения (Сикорский и Антонов), электросварки (Патона) и массы других научных имен. Взамен этого предлагается выращивать подсолнечник, рапс и кукурузу и ликвидировать "неконкурентноспособное" производство. В последний раз так настойчиво Украине это приписывали нацистские оккупационные власти во время второй мировой войны.

А пока украинская правящая элита не взялась за ум и не начала создавать условия для развития отечественного научного и производственного потенциала, украинские инженеры разбредаются по миру и становятся ведущими конструкторами лидеров рынка, как 36-летний украинец Павел Еременко стал главным техническим директором американского подразделения Airbus. Остается только порадоваться за успех отельного соотечественника и еще раз огорчится, что самые перспективные "мозги" быстрым потоком утекают из Украины, не видя здесь для себя перспектив.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: