Как Украина теряет потенциал

комментировать

Некоторые европейские политики любят приезжать в Украину и учить представителей местных элит, как им реформировать страну. Особо в этом преуспели прибалты, поляки и словаки, а также грузины.

Политбеженцев из солнечного Тбилиси можно сразу опустить—все же они даже не из ЕС. А вот с представителями Евросоюза интересней, если вы еще не заметили – предлагаю вам обратить внимание на такую особенность — реформы и интеграция в евроструктуры прошли там так "успешно", что от 20% до 30% трудоспособного населения этих стран уехали на заработки в страны Северной Европы — Скандинавию, на Британские острова и в Германию.

Причем судьба так называемых новых членов Евросоюза сложилась очень по-разному. В интернете не трудно найти море всевозможных таблиц и статей, рассказывающих об успехах их евроинтеграции. Но я бы предложил вам два очень легких теста — ответьте на вскидку, какие товарные знаки (бренды) стран новой Европы вы знаете, кроме продуктов питания, и еcли вы бывали в странах Старой Европы, гастарбайтеров-уроженцев каких стран Восточной Европы вы там встречали.

Наверняка много кто на вскидку вспомнит Skoda (автомобили, троллейбусы, трамваи, электрички), грузовики Tatra и Avia, автобусы Karosa, электрические автоматы OEZ, истребители Aero L (Albartos), станки ŽĎAS, сантехнику Ravak и еще много прочего произведенного в Чешской республике. И при этом вы днем с огнем не сыщете на полях и стройках Великобритании и Норвегии чеха. Ему незачем ехать куда-то — достойную, хорошо оплачиваемую работу можно найти и дома. То же самое с венграми.

Чешская республика вообще уникальная страна в современной Центральной Европе — тут не только сохранили производственные мощности социалистического периода, но и продолжают их развивать. Все это стало возможно не в последнюю очередь потому, что экономика Чехии в основном оказалась в руках местного капитала. Тут много государственных предприятий, не приватизированы почти никакие объекты инфраструктуры — почта, железные дороги, автомобильные дороги, аэропорты, электрогенерирующие и распределительные компании—так или иначе контролирует государство. Но и те предприятия, которые были приватизированы, в целом сохранили свой профиль и продолжают развиваться. Подавляющее большинство их принадлежит местным бизнесменам. Практически в каждом чешском городке действует какое-то производство. В отличии от Прибалтики или даже многих городов Украины, местные заводы и фабрики не были сданы в металлолом и цеха не перепрофилированы под торговые центры.

Все это не значит, что Чехия закрыта для иностранных инвесторов, вовсе нет. Но к ним она подходит взвешено и требовательно. Центральные и местные власти заинтересованы в компаниях, которые создают новые высокооплачиваемые рабочие места на предприятиях, выпускающих продукцию с большой добавочной стоимостью.

Так в городе Брно с 2003 года располагается научно-производственный центр американской компании Honeywell, одного из крупнейших в мире производителей военного, аэрокосмического, автомобильного, нефтеперерабатывающего и нефтехимического оборудования, технологий для эксплуатации зданий и промышленных сооружений, турбокомпрессоров и специализированных товаров.

Сейчас только в НПЦ Honeywell работает свыше 4 тыс. инженеров, еще около полутысячи специалистов трудится в инженерно-исследовательском центре компании в Праге. Более 700 специалистов занимаются продажами и дистанционной технической поддержкой клиентов в Европе из офиса Honeywell в Праге. Так же эта корпорация в Чехии открыла два завода по производству компонентов и конечной продукции.

Как рассказала автору одна из топ менеджеров местного подразделения Honeywell, американская корпорация выбрала Чехию для открытия своих научных центров, так как здесь существует старая сильная инженерная школа с хорошими традициями. Сейчас Чешское подразделение концентрируется на перспективных разработках для автомобильной, авиационной и аэрокосмический отрасли. В частности, тут "рождаются" практически все новейшие технологии компании в области авионики.

Чехия была промышленной кузницей Европы еще со времен Австро-Венгрии. И любое правительство, любые режимы, рассматривали страну именно через эту призму — чешские танки, самолеты и поезда были нужны и нацистам, и коммунистам, и либеральным евроинтеграторам оказались не лишними.

Вдуматься только, в этом одном, но далеко не единственном в стране конструкторском бюро в Чехии работает больше инженеров, чем во всех вместе взятых авиационных и оборонных КБ Украины (а, наверное, и России тоже).

И в это же самое время украинская элита радуется, что её новый старший брат предлагает Украине стать великой аграрной державой. К сожалению, он почему-то не хочет видеть в нашей стране не менее значительный научно-инженерный потенциал, чем в Чехии. Ведь в Украине тоже очень старая научно промышленная школа, давшая в свое время отцов космонавтики (Королев), авиастроения (Сикорский и Антонов), электросварки (Патона) и массы других научных имен. Взамен этого предлагается выращивать подсолнечник, рапс и кукурузу и ликвидировать "неконкурентноспособное" производство. В последний раз так настойчиво Украине это приписывали нацистские оккупационные власти во время второй мировой войны.

А пока украинская правящая элита не взялась за ум и не начала создавать условия для развития отечественного научного и производственного потенциала, украинские инженеры разбредаются по миру и становятся ведущими конструкторами лидеров рынка, как 36-летний украинец Павел Еременко стал главным техническим директором американского подразделения Airbus. Остается только порадоваться за успех отельного соотечественника и еще раз огорчится, что самые перспективные "мозги" быстрым потоком утекают из Украины, не видя здесь для себя перспектив.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: