Как Минтранс манипулирует статистикой

комментировать

Сегодня авиационные власти Украины и Министерство инфраструктуры громко заявляют о европейской интеграции, скрывая при этом от общественности всю статистику по авиационным перевозкам.

Все это создает возможности для манипуляций и различных мифов. Как, например — Турецкие авиалинии, один из крупнейших перевозчиков Украины 

Закончилась первая половина года. С 2013 года это первый год, когда авиарынок Украины начал демонстрировать общую и устойчивую тенденцию к росту. Положительная статистика для всех - это повод заявить о своих достижениях.

Но каждый говорит о своем, хотя названия похожи. Так, например, по данным Украэроруха получается, что главные перевозчики украинского рынка - это МАУ и турецкие авиалинии. Это неудивительно, ведь турки используют воздушное пространство Украины для полетов практически во все пункты своей сети, которые расположены к северо-западу от Стамбула.

В то время, как большинство других иностранных авиакомпаний по различным причинам вынуждены облетать Украину стороной. Только непосредственно к украинскому авиарынку это не имеет никакого отношения. При этом Украэрорух заявляет о 25% снижении пролетов через Украину. И это правда. Но опять-таки к рынку перевозок украинских пассажиров это не имеет никакого отношения, хотя безусловно и приведет к снижению доходов от пролета над территорией Украины.

Госавиаслужба также сообщает о 20% динамичном росте целого ряда украинских аэропортов. По этому показателю Борисполь - реальный лидер с 68% долей перевозок в Украине со своими 14% роста оказался в аутсайдерах. А в лидерах - Ивано-Франковск, Запорожье, Харьков и даже Ровно, из которого в первом полугодии был аж один пассажирский рейс. Правда он был первым более чем за десять лет.

Это здорово, что рост перевозок начался. Можно радоваться за всех перевозчиков, которые нашли своих пассажиров, за пассажиров, которые нашли средства куда-то полететь. Но все же если смотреть правде в глаза, то в стране есть один реально сильный перевозчик. И он базируется в аэропорту, который обслуживает 68% объемов всех перевозок в стране. И пусть этот аэропорт показал не 20% роста, а только 14%. Но 1% роста в Борисполе в пересчете на тысячи пассажиров соответствует 8,5% роста в аэропорту Жуляны и Одессы, или 78% роста в аэропорту Ивано-Франковска.

Данные FRIENDLY AVIA SUPPORT

Теперь, просто посмотрев на цифры, мы видим, что из 618 тыс. новых пассажиров 441 тыс. пришлась на аэропорт Борисполь. То есть 71% прироста дал главный аэропорт страны.
Теперь пришло время посмотреть, кто летает в Украине.


333_01


Если добавить сюда иностранных перевозчиков, то топ-10 авиакомпаний по пассажиропотоку из украинских аэропортов будет выглядеть примерно так.


ggg_01


То есть Turkish Airlines всего лишь шестой перевозчик, уступающий место двум украинским авиакомпаниям — МАУ и Azur Air Ukraine, венгерскому Wizz Air и двум крупнейшим европейским сетевым перевозчикам немецкой Lufthansa и франко-голландской KLM/Air France. Последняя —давний партнер МАУ и аэропорта Борисполь. В котором KLM/Air France даже разместила крупнейшую в СНГ базу линейного технического обслуживания самолетов, которая оказывает помощь воздушным судам всех авиакомпаний членов альянса Sky Team.

Интересна и позиция в рейтинге единственного иностранного лоукостера — венгерского Wizz Air — украинская дочка которого не летает с весны прошлого года. Но не смотря на распространённое мнение о популярности лоукостера, Wizz Air выполняя полеты из Жулян в десяток городов, лишь незначительно превосходит по пассажиропотоку KLM/Air France, которые эксплуатируют всего две линии из Борисполя в Париж и Амстердам, уступая при этом Lufthansa.

И близко нет в списке среди крупнейших перевозчиков ни одной компании из так называемой ассоциации авиационных перевозчиков Украины. Их общий объем составляет менее 1,5% перевозок среди украинских авиакомпании и менее 0,7% всего рынка (с учетом иностранных авиакомпании). Поэтому их требования - получить такие же скидки в аэропортах, как получают авиакомпании, генерирующие 60-70% пассажиропотока, выглядят просто не серьезно.

Что касается других украинских авиакомпаний, попавших в десятку крупнейших перевозчиков. Стоит отметить что все они Azur Air Ukraine (аффилированная с турецким туроператором Anex Tour), Windrose Airlines и Yanair специализируются на чартерных полетах в первую очередь в Турцию. Весь чартерный рынок Украины в первом полугодии составил 860 тыс. пассажиров. Из которых чартеры в Турцию составили примерно 70%.

Основная причина такой популярности курортов южного соседа — значительно упавшая стоимость тура (благодаря «российскому бойкоту» - Турция потеряла около 2,5 млн российских туристов в этом сезоне). Не осталось в стороне и турецкое правительство, которое пообещало беспрецедентные дотации для авиакомпаний, открывающих новые чартерные рейсы на местные курорты. В результате поток туристов в Турцию из Украины вырос на 45%, причем рост в июне составил 74% - данные министерства культуры и туризма Турции.

То есть Турцию посетило на 130 тыс. туристов больше, что для наших аэропортов, значит плюс 260 тыс. пассажиров (так как каждый турист улетает и прилетает обратно в Украину). Так же надо четко понимать, что открытие таких рейсов, как Ровно-Анталия или Харьков-Мармарис — это однозначно заслуга турецкой стороны, которая платит украинским авиакомпаниям значительные дотации просто за открытие рейсов по новым (никем не эксплуатируемым) чартерным рейсам. Что и понятно — украинские чартерные авиакомпании привозят на турецкие курорты украинских туристов, которые тратят там свои деньги.

Может быть поэтому Министерство инфраструктуры Украины предпочитает не афишировать полную статистику, а манипулировать с процентами. Конечно запустив единственный рейс в полугодие - рейс из Ровно. Перевозки из этого аэропорта выросли почти в 2 раза и достигли 200 человек за полгода — примерно столько же сколько в Борисполе проходит за 8 минут. Что же, конечно за такими «победами» успехи главного аэропорта страны увеличившего перевозки всего то на 14% меркнут. Но это 441 тыс. пассажиров — то есть больше, чем второй аэропорт страны (Одесса) перевез всего за полгода.

При этом надо учитывать, что из-за разрыва авиасообщения с Россией — Борисполь потерял около 400 тыс. пассажиров — столько в первом полугодии 2015 года отсюда летало в РФ. Но благодаря введению новых маршрутов и усилению работы транзитной сети базового перевозчика МАУ — аэропорт Борисполь смог добавить фактически более 800 тысяч новых пассажиров, которые компенсировали потери российского рынка и дали прирост в 14%.

При этом остается странным, почему Министерство инфраструктуры стесняется говорить о том, что рост авиаперевозок в Украине в основном обеспечивает один аэропорт с базирующимся в нем национальным перевозчиком. И вся энергия вместо того, чтобы помочь им развить успех, направлена на самопиар вместе с протежированием явных аутсайдеров из черного списка Государственного департамента США.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: