Как конкурировать за инвестиции

комментировать

Оживление инвестиционных процессов в Украине зависит от готовности инвесторов (внутренних и внешних) проявлять активность на турбулентном рынке, а также от способности правительства создать необходимые условия для такой работы.

Именно этой теме была посвящена международная конференция “Capturing New markets”, организованная Kyiv Post на этой неделе. Вопросы международных экономических отношений, развития экспортного потенциала Украины в контексте создания зоны свободной торговли с Европейским союзом, Турцией, взаимодействия со странами Ближнего Востока и Северной Африке -  все это было в фокусе участников.

Считается, что главным источником экспорта Украины может быть лишь продукция аграрного сектора, сырье, продукция химической промышленности и машиностроения. Очевидно, это обусловлено природными факторами Украины и остатками промышленного наследия предыдущих периодов. К сожалению, развитие экспортного потенциала страны, который основывается лишь на производительности аграрного сектора и добывающей промышленности – это экстенсивный путь, который не может привести к активному экономическому росту. Самые свежие исследования Мирового банка «Trade Developments in 2015» лишь подтверждают это на примере мировых трендов.

Я имела честь быть одним из спикеров на вышеупомянутой международной конференции, в той части, которая посвящена украинско-турецкому сотрудничеству. Турция не так давно имела подобные украинским условия ведения бизнеса, но сумела сделать существенный экономический прорыв. Знать о таком опыте особенно важно в свете будущего создания зоны свободной торговли с Турцией и ожидания активизации внешнеэкономических отношений между нашими странами.

Всего пару десятков лет назад Турция начала активные экономические реформы, которые привели к структурным сдвигам в экономике коснулись законодательства о прямых иностранных инвестициях, налогах и трудовых отношениях. Были ликвидированы минимальные требования к капиталу, предоставлена возможность международного арбитража для решения споров, имплементирована защита от экспроприации активов и гарантирования кредитов.

Основная задача совета бизнес-омбудсмена - помощь бизнесу в разрешении различных спорных ситуаций государственными органами. Вполне естественно, что мы видим все системные недостатки делового климата, включая и те, которые непосредственно влияют на приток инвестиций и возникают в процессе производства, логистики и внешнеэкономической деятельности. Для устранения ключевых барьеров для ведения бизнеса в Украине мы в совете бизнес-омбудсмена предоставляем правительству Украины системные рекомендации, выполнение которых сопровождаются советом перед руководством государства Украина до их полноформатного внедрения.

Безусловным источником проблем для украинского делового климата стали вопросы администрирования налогов, взаимодействия с налоговыми органами, коррупция на низших, средних и высших звеньях управления налоговыми администрациями, уголовные производства против предпринимателей со стороны фискальных органов. В результате работы совета бизнес-омбудсмена только прямой финансовый эффект составил около 3.0 млрд гривен. Кроме того, по итогам расследований, проведенных инспекторами совета, были применены штрафные санкции к государственным служащим, возбуждены уголовные дела, выявлен ряд злоупотреблений служебным положением. Ряд рекомендаций совета бизнес-омбудсмена был имплементирован в новое налоговое законодательство, что упростит и повысит прозрачность администрирования налогов. Этим, безусловно, мы не ограничимся. В дальнейшем мы будем последовательно работать с правительством и Верховной радой над улучшением налогового законодательства.

В 2016 г. вместе с вступлением в действие соглашения о создании зоны свободной торговли с ЕС, Украина присоединяется к европейскому торгового пространства. Совет бизнес-омбудсмена обработал проблемы, связанные с регулированием внешнеэкономической деятельности, сосредоточивая внимание на факторах, которые оказывают существенное влияние на операционные расходы предприятий. Ожидается, что в результате внедрения рекомендаций совета будет существенно модернизировано внешнеэкономическое регулирование. К первым результатам по итогам имплементированных рекомендаций можно отнести сокращение списка товаров, подлежащих обязательному лицензированию, в первом чтении поддержан Верховной радой законопроект по отмене некоторых лицензий на импорт (экспорт), Министерство экономического развития и торговли активно ищет смягчения слишком строгих санкций за нарушение в сфере внешнеэкономических отношений. В фокусе совета бизнес-омбудсмена находятся постоянно таможенные процедуры. У нас складывается впечатление, что ситуация для бизнеса несколько улучшилась.

В процессе работы совет бизнес-омбудсмена также затронуты и другие не менее важные вопросы. Например, разрешение на работу для высококвалифицированных иностранных специалистов. Безусловно, для качественных изменений в инвестиционном климате требуется слаженное сотрудничество не только офиса бизнес-омбудсмена со всеми ветвями власти, но и правительства и парламента между собой.

Следующий пакет рекомендаций совета бизнес-омбудсмена коснется более глубоких слоев государственного регулирования и поможет создать благоприятный инвестиционный климат. Мы отдаем себе отчет, что одной из важнейших задач, которые стоят перед государством Украина – это укрепление репутации как надежного и прогнозируемого партнера.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: