Как лучше бороться с грязным деньгами

комментировать

Действующие нормы с эффективного инструмента фильтрации нечистых на руку делков превратились в бюрократическую занозу.

В начале лета банки обратились к парламенту с просьбой внести правки в действующий закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». В представленном на рассмотрение депутатам проекте закона, получившем № 4960, предлагается увеличить сумму по операциям клиентов, подлежащих обязательному финансовому мониторингу.

Такая инициатива банкиров, объединившихся в НАБУ, продиктована желанием гармонизировать наше законодательство с международными стандартами хотя бы в части соответствия граничной суммы, операции на которую в обязательном порядке должны проверяться. Сегодня эта сумма в Украине  установлена на уровне 150 тыс. грн. В то же время международная группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) рекомендует использовать порог, эквивалентный 15 тыс. евро. Чтобы хоть немного приблизить отечественный финансовый рынок к этому показателю, разработанный нами и рядом депутатов законопроект предусматривает увеличение этой суммы до 250 тыс. грн., что на сегодняшний день составляет чуть меньше 10 тыс. долларов США или 8,3 тыс. евро.

Для украинских реалий, услуга финансового мониторинга в банковской сфере появилась сравнительно недавно и, в отличие от зарубежья, много проверок проводится вручную. И в этом состоит основная проблема. За 2015 год в Госфинмониторинг было подано 4,392 млн. сообщений о финансовых операциях. Лишь за 9 месяцев 2016 года их количество уже составило 4,368 млн. таких операций. Несмотря на то, что банки постоянно расширяют свои департаменты по финансовому мониторингу новыми сотрудниками, справится, с растущими оборотами становится все сложнее. Из-за чего вырастает риск, что из-за растущего количества, пострадает качество таких проверок.

Также законопроект №4960 предлагает оптимизировать количество критериев, применяемых к финансовым операциям, что позволит повысить эффективность системы борьбы с легализацией доходов в Украине. К примеру, мы считаем целесообразным термин «близкие лица» выделить как отдельный элемент. Поскольку его понятие и перечень таких лиц является намного шире, чем приведенный в законе. И он больше соответствует значению «близкие лица», описанному в другом законе – «О противодействии коррупции». В то же время термин «связные лица» мы предлагаем выписать в соответствии с рекомендациями FATF.

В общей сложности, мы просим депутатов не выдумывать велосипед и принять нормы, которые позволят автоматизировать процесс финансового мониторинга и наладить эффективную взаимосвязь с международными структурами по борьбе с коррупцией и отмывание нелегальных доходов.  А это значит уменьшить общее количество признаков с 17 до 8, а для банков – с 14 до 5. Хотя, МВФ рекомендует относить к обязательному финансовому мониторингу вообще лишь 2 вида операций: все переводы средств за рубеж и операции с рисковыми странами.

В качестве последнего аргумента в пользу ЗПУ № 4960 скажу, что предложенные изменения полностью соответствуют утвержденной правительством Стратегии, которая предусматривает оптимизацию количества признаков обязательного финансового мониторинга с целью представления информации в Госфинмониторинг в автоматическом режиме.

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: