Вызов времени: угрозы стимулируют инновации

комментировать

Большинство рассудительных людей в Украине считают, что принцип «угрозы стимулируют инновации» является основным средством развития страны в целом.

Поэтому развитие инноваций является номером один среди приоритетов нашей страны. Если Украина не предпримет соответствующие шаги, за несколько лет, вероятно, не будет самой страны.

Когда приходит угроза всем

Украина много лет является весомым экспортером военных технологий. Это касается авиационной и космической техники, в определенной степени стрелкового оружия. Также существует много разработок электронных и радиолокационных средств борьбы. Все это делает Украину существенным игроком на оружейном рынке мира. Однако сегодня, на волне патриотизма и вынужденных действий различных лиц, возрос интерес к технологиям, которые имеют сугубо военное или двойное, военно-гражданское назначение.

Сейчас сформировался круг заинтересованных людей, которые по зову сердца присоединились к решению болезненных вопросов в сфере обороны. Так было в первые дни русского нашествия, когда специалисты из десятков коммерческих и государственных компаний знакомились через социальные сети и за счет пожертвований и волонтеров решались насущные военные вопросы. Насущная потребность стимулировала создание социальных связей. Эти контакты не сформировались бы при других обстоятельствах, люди никогда бы не встретились и не начали сотрудничать.

Очень много вопросов было решено в режиме реального боя. Поэтому образовались такие неформальные группы, которые могут быстро принимать решение, исходя из соображений необходимости. Это способствовало использованию инноваций в гражданских решениях, в приобретении вещей, что в тысячи (а иногда в миллионы) раз дешевле, чем их стоимость по военным стандартам. Можно спорить, хорошо это или плохо, однако существует несколько подобных примеров в мире, когда люди разных профессий объединялись на платформе противодействия захватчикам. Если обратиться к истории, можно увидеть, что подобная ситуация была в Израиле, в Чехии, Сербии и даже в Финляндии, после агрессии Советского Союза. В результате, относительно небольшая страна под давлением большого врага производит много интересных военных решений. То есть, у нас есть шанс использовать это для поднятия общего уровня развития государства. Развить не только государственные, но и коммерческие структуры, имеющие возможность заниматься этой тематикой, то есть военной и двойного назначения.

Избавиться от тормозов и стимулировать развитие науки

Отечественная наука нуждается в коренной перестройке. Во-первых, можно привести пример ситуации вокруг Национальной академии наук Украины в ее нынешнем виде. Ведь НАНУ – это прямая угроза государству. Реформирование НАНУ ничего не даст, поскольку 99,9% высоких научных фигур не несут никакой пользы в деле создания новых продуктов или теорий. Можно это увидеть на примере механизма соавторства, когда кто-то один пишет статью, а над ним соавторы – руководитель сектора, руководитель отдела, заместитель директора института и академик.

В результате авторство засчитывается в первую очередь академику, не реальному исполнителю. Механизм несправедливости в постсоветской науке является ужасным, мы имеем дело со своеобразным взяточничеством в науке. Как следствие – высокие пенсии академиков; созданные ими коммерческие структуры, которые за копейки используют активы Академии наук или производственные мощности; абсолютное игнорирование государства. Тем не менее, существует группа молодых ученых, среди которых небольшое количество, двадцать – тридцать человек, – это признанные специалисты в сфере науки и техники. Они имеют определенные заслуги именно в создании ракетной или радиолокационной техники. Всем остальным следует пройти переаттестацию и уйти на «вольные хлеба».

Во-вторых, должен быть механизм, как говорят на английском языке, - «challenge» (вызов), благодаря которому государство способно модерировать вызовы перед научным сообществом, предоставлять возможность получать предварительное финансирование конкурирующим командам. Это принципиально, ведь разрабатывать «challenge» должна не одна группа, а несколько команд при одновременном получении предварительного финансирования. И только на этапе сравнений и испытаний продуктов их труда, в анонимном режиме должен проходить отбор команды-разработчика. То есть, никто не должен знать, чей это продукт. Только такой подход будет иметь определенный смысл.

Взглянем на модели развития науки, которые существуют в других странах. В Израиле есть так называемый «Офис Главного ученого». Это научно-коммерческая государственная корпорация, которая занимается стимулированием разработок в тех или иных направлениях, которые признаны стратегическими для государства Израиль. Существует Стратегический королевский комитет в Швеции, он также разрабатывает и стимулирует научные разработки в отдельных отраслях. Нечто похожее имеют другие страны Европы и США. Но почти нигде нет бюджетной науки! Функционирует система государственных коммерческих заказов. Однако финансирование в основном осуществляется из грантов, фондов, благотворительных обществ. Большая часть науки существует именно за счет пожертвований крупных коммерческих структур, корпораций. Государство очень мало финансирует науку напрямую. Оно может стимулировать отдельное направление, которое является стратегическим для развития страны, привлекать определенные ресурсы. В Украине вместо этого процветает гигантомания, ориентированность на процесс, не на конечный результат. Одновременно мы имеем очень низкий уровень подготовки большинства украинских ученых. Есть отдельные высококвалифицированные специалисты, но они лишь оттеняют уровень всей массы. К сожалению, большое количество молодых, амбициозных людей уезжают в Канаду, Израиль, Великобританию, в другие страны Европы, Азии и даже в Китай. Очень много людей поехали в Иран, Индию, Пакистан. То есть, если человек проявляет определенные способности, ставит целью сделать что-то в науке, он едет за границу. Что следует сделать? Нужно заинтересовать молодых ученых путем создания благоприятных для развития условий и существенных вознаграждений.

Куда и как идут инвестиции

Существует несколько мировых практик относительно источников финансирования проектов. Во-первых, крупные коммерческие компании, корпорации, финансирующие не менее 30% разработок в сфере инноваций посредством фондов, инкубаторов, акселераторов. Следующие 20-30% инвестиций – это те или иные государственные грантовые программы стимулирования обучения, направленные на поощрение университетов или университетских программ, подготовку преподавателей и тому подобное.

Большинство стран имеют свои программы по стимулированию, что также очень влияет на качество инноваций. Чем менее развита страна, тем большая доля коммерческих и государственных денег идет на поддержку именно предпринимательства, в так называемый малый и средний бизнес.

Безусловно, большинство проинвестированных предприятий банкротятся, однако таким образом воспитываются люди, которые могут идти на риск. Они понимают, как это делать, они имеют вкус к получению результатов. То есть, своеобразная длинная цепь. В некоторых странах предпринимательство начинают стимулировать на уровне детского сада, в частности в Швеции, Великобритании, Франции и США. Следовательно, предпринимательский дух в людях воспитывают именно культурным образом, или на государственном уровне, или с помощью поддержки коммерческих компаний. Ведь по статистике около 15% людей генетически склонны к предпринимательству, готовые принимать вызов.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: