Пять уроков Эстонии для Украины

комментировать

Во время моего учебного курса в киевской школе государственного управления CAPS студенты спросили меня, может ли Украина перенять опыт Эстонии и, если да, то какие ключевые уроки я могу порекомендовать.

Прежде всего, студентов интересовали такие аспекты, как борьба с коррупцией и перевод государственных услуг в цифровой формат.

По моему мнению, такие уроки не сводятся лишь к коррупции и электронному управлению, ведь эти два аспекта были частью более всеобъемлющего пакета реформ, которые были проведены в Эстонии.
Все эти реформы взаимосвязаные и вспомогательные, а поэтому фокусировка только на одном или нескольких аспектах не даст желаемых результатов.

Одно из главных отличий между Эстонией и Украиной, по моему мнению, заключается в умении преодолевать проблемы, возникающие при принятии коллективных решений, принимать такие решения и реализовывать их на практике. Эстонское правительство положило конец своему советскому прошлому и сфокусировалось на интеграции с западным миром.

Во-первых, эстонское правительство внедрило верховенство права еще в 1990-х годах, что обеспечило защиту прав собственности и четкие бюджетные ограничения. Это, в свою очередь, означало, что люди с политическим влиянием и связями не имели возможности обогатиться за счет государства и средств налогоплательщиков. Верховенство права является неотъемлемым компонентом для уменьшения коррупции в государстве. Эстония имеет самый низкий уровень коррупции на постсоветском пространстве и среди социалистических стран. Реальное обеспечение верховенства права и одинаковое отношение ко всем позволило нам провести быструю и всеобъемлющую приватизацию в 1990-х годах.

Большинство государственных компаний были проданы стратегическим международным инвесторам. Это также помогло нам привлечь прямые иностранные инвестиции. Сегодня Эстония имеет самый высокий уровень по чистым прибылям от прямых иностранных инвестиций на душу населения в Центральной и Восточной Европе.

Во-вторых, правительство Эстонии провело радикальную реформу монетарной политики, введя новую валюту “крона” и начав валютное правление. Вскоре крону заменили немецкой маркой (позже – евро). Так же и денежная масса в обороте была подкреплена активами, выраженными в немецких марках. Это было сделано вопреки советам Международного валютного фонда, который рекомендовал Эстонии остаться в рублевой зоне. Такая особенность монетарной политики продлилась до 2011 года, когда Эстония присоединилась к еврозоне.

В-третьих, эстонское правительство провело одну из самых исключительных в мировой истории либерализаций торговой политики. Она предусматривала одностороннюю торговую политику для всех товаров, в том числе, сельскохозяйственной продукции, которая длилась с 1993 по 2004 год, пока Эстония не вступила в Европейский Союз и присоединилась к его торговому режиму. Эта реформа позволила эстонскому бизнесу быстро переориентироваться на западные рынки. В 2000-м году лишь 2 процента эстонского экспорта шли в Россию, которая была нашим главным торговым партнером в советские времена. Подавляющее большинство торговли начало вестись с государствами – членами ЕС.

В-четвертых, правительство Эстонии, придерживалось консервативной и благоразумной фискальной политики в течение 25 лет. Когда идут хорошие времена, то мы создаем резервы, которые можно будет использовать, когда наступят плохие времена. Долг публичного сектора в процентном отношении к ВВП составляет 10 процентов. Это самый низкий показатель в ЕС. Мы стараемся поддерживать баланс бюджета публичного сектора. У нас простая и пропорциональная налоговая система, которая была внедрена в 1990-х годах. Мы отменили корпоративный налог на прибыль для реинвестированных или нераспределенной прибыли. Налог на доходы граждан составляет 20 процентов для всех людей, кроме тех, кто получает минимальные заработные платы.

В-пятых, Эстония была впереди в том, что касалось перевода услуг частного и публичного секторов в электронную форму. Интернет-банкинг был заложен у нас еще в 1996 году. Начиная с 2000-го года граждане могут декларировать свои налоги онлайн. Последние 10 лет все больше и больше людей голосуют онлайн. На данный момент мы пытаемся применить нашу цифровую платформу, которая была основана для ID-карт и поощрить все больше людей со всего мира присоединиться к “электронному гражданству” (e-residency).

Все вышесказанное не означает, что Украина должна проводить свои реформы на эстонский манер. Украина должна найти собственный путь, однако реформы должны быть радикальными и всеохватывающими. Выбирая лишь один или несколько аспектов и не реформируя остальные, – такой вариант не сработает. Не сработает также и метод реформирования с перерывами. Должна быть четкая отдача процесса реформирования с фокусом на его быстрое имплементирование. Просто сделайте это!

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: