Зачем нам независимость НБУ

комментировать

Хотел бы кто-либо иметь высокий уровень инфляции? Или обменный курс 100 гривен за доллар США? Банки-зомби? Экономический хаос? Все это могло бы случиться, если бы не вмешательство НБУ.

Со времени обретения независимости Украина уже получила много уроков. Особенно болезненным был урок гиперинфляции в 1990-х годах, когда под политическим давлением Национальный банк печатал деньги с головокружительной скоростью. Экономический коллапс как следствие таких действий породил в украинцах не только постоянный страх инфляции, но и глубокие сомнения относительно способности НБУ контролировать инфляцию.

С тех времен, произошли значительные сдвиги к лучшему в том, что касается повышения независимости, подотчетности и прозрачности НБУ, чтобы обеспечить ему возможность противостоять политическому давлению и сосредоточиться на контроле инфляции. Эти усилия были особенно успешными в последние годы, и НБУ институционально существенно отличается от того, каким он был до Революции достоинства.

Однако, трудно заработанная независимость НБУ оказалась под угрозой. Это не является проблемой только центрального банка в Украине. Скорее, это мировая тенденция лишить центральные банки их полномочий и независимости как следствие Великой рецессии и Глобального финансового кризиса.

Но почему следует защищать НБУ и бороться с искушением приобретать краткосрочный успех благодаря политически покорному центральному банку?

Историческая перспектива

Период Великой инфляции в развитых странах в 1970-х и 1980-х годах поднял вопрос: как инфляция может быть высокой на протяжении такого длительного срока в мирное время? Ключевым объяснением этого феномена является то, что центральный банк, проводя дискреционную политику по своему усмотрению, позволять инфляции оставаться постоянно высокой. Конечно, если он имеет среди своих целей обеспечение полной занятости.

Интуитивно, если домохозяйства и фирмы понимают, что центральный банк будет пытаться стимулировать экономику, печатая деньги, они будут повышать свои инфляционные ожидания. Это сводит на нет монетарный стимул: объемы роста ВВП будут оставаться неизменными, а инфляция будет расти.

Если это действительно так, почему центральные банки проводят политику, которая генерирует инфляцию и не влияет на ВВП? Центральные банки делают это в ответ на политическое давление. Этот аргумент, действительно, подкрепляется эмпирически. Например, президент Никсон позорно давил на главу ФРС Артура Бернса для продолжения монетарного стимулирования, чтобы обеспечить переизбрание Никсона президентом.

В ранних экономических исследованиях задокументировано огромное количество доказательств того, что более независимые центральные банки ассоциируются с более низкими средними темпами инфляции. Это направление работы является настолько мощным, что появилась глобальная тенденция к усилению независимости центрального банка.

Операционная свобода центрального банка в выборе инструментов политики и политическая независимость (иммунитет должностных лиц центрального банка краткосрочного политического давления) в разных странах росла быстрыми темпами. Хотя продолжаются дискуссии относительно того, связь между инфляцией и независимостью центральных банков является причинно-следственной, общее восприятие в академических и политических кругах перед Великой рецессией было таким, что эта динамика является признаком несомненного успеха.

Слишком успешные?

Учитывая потрясающий успех центральных банков в укрощении инфляции с 1980-х годов, политики были все больше склонны делегировать полномочия технократическим центральным банкам, чтобы последние регулировали темпы роста экономики и минимизировали негативные последствия циклов деловой активности.

Все изменилось с началом Великой рецессии и Глобального финансового кризиса. За распространение экономического спада и паники, в сочетании с очевидным параличом фискальной политики в борьбе с кризисом, многие центральных банков оказались наедине со сложными вызовами и непростыми выборами.

Чтобы спасти финансовую систему и в целом экономику от краха, необходимы огромные вливания ликвидности в финансовый сектор и даже прямая экстренная финансовая помощь финансовым учреждениям, которые банкротились. Часто центральные банки пользовались чрезвычайными полномочиями и испытывали пределы того, что они могут делать. Хотя такая политика и сдерживала кризис и отворачивала худшее, она была чрезвычайно непопулярной.

Действительно, как могут центральные банки и, в более широком понимании, правительства спасать «жирных котов» в банках, а не маленького человека? Например, популярное движение «нас 99%» в США четко показало, насколько население было недовольно действиями Федеральной резервной системы. В общем, население воспринимало центральные банки как такие, которые злоупотребляют своими полномочиями и обостряют экономическое неравенство.

Учитывая такие настроения, ряд политиков в развитых и развивающихся странах, призывают к установлению контроля над центральными банками. Определенные полномочия у центральных банков уже отобраны.

Украинский контекст

До Революции достоинства в экономике Украины скопились большие дисбалансы. Девальвация гривни, ускорение инфляции, банковский кризис и экономический спад были неотвратимыми. Оставался лишь вопрос, когда именно это произойдет. Российское вторжение углубило спад.

В этих чрезвычайно сложных условиях НБУ был одним из немногих учреждений, способных действовать в ответ на кризис. Подобно опыту центральных банков в развитых странах во времена Великой рецессии и Глобального финансового кризиса, НБУ оказался перед трудным выбором, следует ли позволить значительное обесценивание гривни, вливание ликвидности в потенциально проблемные банки, вывод неплатежеспособных банков с рынка. НБУ также серьезно усилил надзор за финансовым сектором с целью предотвращения злоупотреблений, которых было так много до Революции достоинства.

Несмотря на критическую важность таких мер для экономики страны, они были очень непопулярными в Украине. На Председателя НБУ Валерию Гонтареву обрушилась незаслуженная критика от всех сил украинского политикума. Возможно, это был один из тех редких случаев, когда украинские олигархи и широкие круги населения объединились.

И тем не менее, не было лучшей альтернативы тому, что НБУ сделал во время кризиса и после него. Опять же, подобно политикам других стран, которые переживали болезненный кризис, когда центральный банк оказывается единственным игроком, способным поддерживать тление экономики, украинские политики, очевидно, хотели бы уменьшить независимость центрального банка путем назначения «удобного» главы центрального банка, подтолкнуть НБУ к прямому кредитованию вроде бы стратегически важного бизнеса, призывам к судебному преследованию должностных лиц НБУ и тому подобное.

Дальнейшие шаги

Это опасная тенденция. До того как призывать к «подотчетности» НБУ по стандартам украинской политики, нам всем следует подумать об альтернативах.

В своей оценке центральных банков в развитых странах во время последнего кризиса, Рикардо Райз, профессор Лондонской школы экономики, отмечает: «...среди всех учреждений, формирующих политику в наиболее развитых странах сегодня, центральные банки являются, как правило, лучше подготовлены, лучше информированы и принимают наиболее взвешенные решения. Их успех в поддержании инфляции на уровне целевых показателей в течение последних 15 лет впечатляет. Их действия в ответ на финансовый и долговой кризис были, несмотря на все их недостатки, все же лучше, чем действия почти всех других руководящих учреждений».

То же самое можно сказать и о НБУ. Действительно, хотел бы кто-либо иметь высокий уровень инфляции? Или обменный курс 100 гривен за доллар США? Малый объем валютных резервов? Банки-зомби? Всеохватывающую финансовую панику? Экономический хаос? Все это могло бы случиться, если бы не вмешательство НБУ.

Оглядываясь на сделанное, ряд международно признанных наблюдателей и учреждений высоко оценивают реформы и политику НБУ. Потерять эти достижения было бы чрезвычайно обидно и недальновидно.

Очевидно, что НБУ должен продолжать упорно работать над программой развития современного центрального банка в Украине. Учитывая политические реалии и экономические ограничения, Нацбанк, вероятно, останется основным фактором экономического и, соответственно, политического успеха Украины как государства.

В рамках данной программы НБУ настроен играть ведущую роль в проведении исследований и выработке практик, касающихся деятельности центральных банков, и интегрировать Украину в мировое сообщество.

С этой целью к участию во Второй ежегодной исследовательской конференции НБУ, которая состоится 18-19 мая 2017 года, приглашены ученые мирового уровня и ведущие практики, чтобы получить лучшее понимание, что центральные банки могут, а что не должны делать для стимулирования экономики в текущих условиях.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: