Чем удивили рынок доставки

комментировать

Подорожание почтово-логистических услуг, жесткое регулирование конкурентного рынка, диктаторские полномочия регулятора.

Такими последствиями грозит рынку доставки возможное принятие законопроекта «О почтовой связи» в новой редакции.

Месяц назад его новую версию опубликовало на своем сайте Министерство инфраструктуры. И вот игроки рынка доставки, а вместе с ними и участники рынка онлайн-торговли, обсуждают законопроект. Обсуждают между собой и публично, в основном с удивлением.

Рынок доставки – редкий для Украины пример предпринимательства в чистом виде. Он вырос с нуля, развивался самостоятельно, без приватизации и протекционизма со стороны государства. Работающие в сфере доставки self-made компании стабильно растут, продолжают создавать новые рабочие места, платят налоги и развивают е-commerce.

Именно благодаря возможностям рынка доставки украинский e-com – самый быстрорастущий на территории СНГ. Несмотря на экономический кризис и падение ВВП, прирост рынка почтово-логистических услуг составляет от 10 до 18% в год. Это позволяет сегменту е-commerce расти на 30-35% ежегодно.

В 2010 году государство отказалось от лицензирования в сфере доставки и закрепило этот шаг в законодательстве. И что же мы видим 6 лет спустя? Рынок получил законопроект, в котором среди прочих узких мест – перезапуск практики лицензирования в скрытой форме. Фактически, чтобы предоставлять услугу доставки, оператору нужно будет получить у регулятора аналог разрешения на работу, а это коррупционные риски.

В числе других проблемных моментов – административные барьеры для ограничения выхода на рынок новых игроков и непрозрачные контрольные полномочия НКРСИ как национального регулятора. А вишенка на торте в том, что этого самого регулятора сами же участники рынка должны будут содержать! Заметим, что подобные идеи появляются во времена, когда государство открыто заявляет о курсе на дерегуляцию в сфере предпринимательства.

Взносы на то, чтобы содержать регулятора – это 0,2% от дохода каждого оператора рынка доставки. Это немалые суммы, особенно если учитывать, что, к примеру, за 10 месяцев 2016 года одна только «Нова пошта» пополнила бюджет более чем на 800 млн грн налогов. Чтобы компенсировать потери, компании будут вынуждены повысить цены на услуги. А это ударит по кошельку клиентов.

Это первая причина для недопонимания – справедливой реакции со стороны игроков рынка.

Вторая – это закрытая позиция профильного министерства и НКРСИ. Ни один из этих органов не ответил публично на претензии со стороны рынка. Оба сохраняют звонкое молчание – какая уж тут готовность вести диалог?

И третья – это отношение к украинским законам в контексте европейских. У создателей нового законопроекта «О почтовой связи» среди прочих есть важная задача сделать так, чтобы профильное законодательство Украины соответствовало транспортным директивам ЕС. Это правильное и нужное намерение, но результат вряд ли оправдает ожидания, если европейские практики применять без учета украинских реалий.

Регуляторы почтово-логистических рынков в странах Европы выполняют несколько иные функции, нежели те, которыми законотворцы собираются наделить НКРСИ. Они, скорее, администрируют отрасль, чем ее контролируют.

Мировая практика такова – регулятор контролирует только предоставление универсальных услуг почтовой связи. У нас, судя по всему, собираются контролировать жестче. Но при этом нужно помнить: чем больше контроля над остальной частью услуг и работой всех игроков, тем больше шансов свести на нет все успехи украинских рынков логистики и e-commerce вместе взятых.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: