Госбюджет: вызовы и перспективы

комментировать

19 сентября 2016 года Министерство финансов Украины презентовало проект Закона «О Государственном бюджете Украины на 2017 год», позиционируя его как реалистичный и прозрачный, с четкими приоритетами и с учетом экономических прогнозов Министерства экономического развития и торговли Украины.

Так, проектом бюджета предусмотрен рост реального ВВП на 3%, инфляция на уровне 8%, обменный курс гривны на уровне 27,2 грн/долл. США.
Оценивая экономическую ситуацию в Украине, основными вызовами при реализации бюджета станут: потенциальные девальвация гривны, инфляция, сокращение доходов от экспорта, неблагоприятный инвестиционный климат, нестабильность банковской системы, сокращение кредитования страны.

Доходы бюджета

Главной проблемой доходной части бюджета являются большие надежды правительства на налоговые поступления, в частности косвенных налогов – НДС (39,9% совокупных доходов), акцизные сборы – 15,5% и на доходы от приватизации, продажи конфискованного имущества. В этом случае налоги не выполняют стимулирующую функцию, а только фискальную, что не будет способствовать активизации экономической деятельности, инвестиционной привлекательности и соответственно приведет к уменьшению ВВП

Расходы бюджета

Бюджет в расходной части является социальным, ведь 23,4% расходов государственного бюджета – социальная защита и обеспечение, в частности финансирование Пенсионного фонда Украины составляет 21,6% от совокупных бюджетных расходов. В то же время финансирование экономической деятельности ограничивается лишь 5,4% совокупных расходов, что свидетельствует об отсутствии рычагов стимулирования экономического развития и углублении стагнации национальной экономики.

Государственный долг и дефицит бюджета

Проект Государственного бюджета на 2017 год сформирован с дефицитом, который будет расти за счет увеличения государственного долга. Дефицит государственного бюджета обусловлен отсутствием эффективной политики бюджетного планирования, несоответствием расходной и доходной частей государственного бюджета.

Местные бюджеты

Согласно проекту Государственного бюджета Украины на 2017 год, на местные бюджеты возложена значительная социальная нагрузка, в то же время из государственного бюджета предусмотрен трансферт в сумме 224,5 млрд грн, 97,9% которого – расходы потребления (16 субвенций и 4 дотации на программы социальной защиты), а на региональное развитие – 2,1%.

Приоритеты бюджета

Определяя приоритеты, Министерство финансов Украины сделало акцент на обороноспособности, дипломатии, социальных стандартах, образовании, здравоохранении, АПК, дорожной инфраструктуре, энергоэффективности, культуре и децентрализации, однако остается без внимания стимулирование развития малого и среднего бизнеса, создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения внутренних и иностранных инвестиций.


Рекомендации

Следовательно, учитывая тенденцию прошлых лет и глубокий анализ проекта Закона Украины «О Государственном бюджете на 2017 год» предлагаем следующие рекомендации:

1. При бюджетном планировании за основу необходимо брать пессимистичный прогноз Минэкономразвития, согласно которому экономический рост будет на уровне 1,5%, инфляция – 10,3%, а курс гривни к доллару США – 30 грн/долл. США, что будет влиять на реалистичные показатели доходной и расходной частей.

2. Учитывать при бюджетном планировании уже существующие нормы налогового законодательства, а не проектные решения, именно это приводит к невыполнению бюджета в случае непринятия таких законов на сумму 22,1 млрд грн, и к «лоббистскому» давлению законодательной власти в дальнейшем.

3. С учетом тенденции невыполнения доходной части и финансирования государственного бюджета на сумму 27,6 млрд грн за счет поступлений от приватизации и конфискованного имущества необходимым является исключение статей бюджетного планирования: «Конфискованные средства и средства, полученные от реализации имущества конфискованного по решению суда за совершение коррупционного и связанного с коррупцией правонарушения», «Приватизация государственного имущества». В случае получения средств от конфискованного имущества и приватизации создать внебюджетный фонд, и разработать механизм его использования для развития реального сектора.

4. Уменьшение расходной части на содержание государственного аппарата на 10,8 млрд грн путем значительного сокращения штатного расписания и введением e-government(электронного правительства). Это позволит ускорить процедуру принятия решений и преодолеть бюрократические процессы, которые порождают коррупцию.

5. Формирование бюджета на основе программ экономического развития, которые будут способствовать повышению качества жизни и росту благосостояния населения. Среди таких программ могут быть: программа энергоэффективности, кредитование малого предпринимательства, развития инфраструктуры, стимулирования инвестиционной активности. Программы экономического развития могут финансироваться за счет средств от продажи конфискованного имущества, приватизации и сокращения расходов на государственный аппарат в сумме 38,4 млрд грн. Эффект от финансирования программ экономического развития: стимулирование внутреннего производства, развития малого и среднего предпринимательства, создание новых рабочих мест, энергетическая независимость.

6. В будущем для снятия расходной нагрузки с местных бюджетов в части социальных расходов важно введение системы страховой медицины и пенсионного страхования. Эффект от введения страховой медицины – привлечение инвестиций в объеме 0,5–1 млрд долл. США в медицинскую сферу; от накопительной пенсионной системы – инвестиции негосударственных пенсионных фондов в экономику составят 2,3–2,9 млрд долл. США.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: