Кистион против рынка газа

комментировать

4 млрд долларов в год после 2019. Это примерно та сумма, которую Украина имеет шанс получать за транзит газа.

Но благодаря усилиям правительства и, прежде всего, вице-премьер-министра Владимира Кистиона, не получит. Если ситуацию срочно не изменить.

Для того, чтобы после 2019 года Украина получала деньги за транзит, должны быть выполнены определенные условия.

Первое: надо создать консорциум по управлению газотранспортной системой с участием европейских или американских компаний, которые уже являются операторами газопроводов.

Почему именно так и никак иначе? Потому что Россия очень хорошо поработала над тем, чтобы Украина потеряла доверие в Европе как страна-транзитер газа. И для того, чтобы европейцы были уверены в надежной работе наших газопроводов, ничего лучшего, чем совместное управление, придумать невозможно.

Чтобы создать консорциум (в котором, к слову, уже официально готовы принимать участие итальянцы и словаки), необходимо провести выделение газотранспортной системы из состава Нафтогаза Украины. План этой реформы был утвержден еще в декабре 2015 года. С участием всех возможных иностранных партнеров - от ЕБРР, МВФ, Энергетического сообщества и Еврокомиссии до канадцев и американцев. Согласно этому плану должен был быть инвентаризован и обособлен имущественный комплекс магистральных газопроводов. После чего он был бы передан вновь созданной государственной компании, которая и стала бы партнером в консорциуме с украинской стороны.

Все было бы хорошо, но тут сменилось правительство. Куратором выделения газопроводов стал Владимир Кистион, вице-премьер-министр, ответственный за энергетическое направление.

Первым результатом смены власти стала полная остановка реформы со стороны правительства: согласно утвержденному плану не сделано практически ничего (создана, правда, новая государственная компания “Магистральные газопроводы Украины”, но даже системы ее корпоративного управления правительство так и не смогло внедрить. Об инвентаризации газопроводов нечего и говорить).

Более того - Кистион собрал рабочую группу, которая стала работать над... изменениями к утвержденному ранее плану. О составе этой рабочей группы очень хорошо скажет одна история. Некоторое время назад, Наблюдательный совет Нафтогаза Украины уволил с должности главы ПАО Укртрансгаз Игоря Прокопива - внимание, ПО ПОДОЗРЕНИЮ В КОРРУПЦИИ - то есть из-за того, что внутренний аудит компании выявил прямые признаки коррупции, но правоохранительные органы не спешили действовать. При этом британцы, члены Наблюдательного совета, приняли однозначное решение увольнять - ибо признаки коррупции были очень красноречивы. И уже через считанные дни после увольнения господина Прокопива назначили... правильно, сопредседателем той рабочей группы. Видимо, без такого профессионального человека работа таки не складывалась.

Очень быстро после этого рабочая группа разработала проект изменений к реформе: никакой инвентаризации не проводить (почему? Видимо, человек, который председательствовал в компании последние два года, хорошо знает, почему инвентаризацию лучше не проводить). Решили передать пакет акций ПАО Укртрансгаз от Нафтогаза новообразованным “Магистральным газопроводам Украины” и этим ограничиться. Всех иностранных партнеров при этом искренне поблагодарить и доложить о реформе.

В чем проблема? Достаточно просто. К ПАО Укртрансгаз есть претензии по меньшей мере у двух украинских олигархов: Коломойского, который пытается отсудить 10 млрд кубометров газа, и Фирташа, который пытается отсудить 3,5 млрд кубометров. Общая сумма претензий - около 6 млрд долларов. Понятно, что в консорциум, к которому есть такие судебные претензии ни одна европейская компания не пойдет (что потенциальные участники консорциума, собственно, в предыдущих предложениях отметили).

В таком предложении от рабочей группы также четко просматриваются интересы еще двух выдающихся деятелей олигархически-коррупционного фронта. Ибо господа Григоришин и Мартыненко очень активно лоббировали проведение Укртрансгазом тендера “в старом стиле” на 5 млрд гривен (с перспективой увеличить сумму до 8 млрд) на “реконструкцию газокомпрессорных станций”.

Причем расположены планируемые к реконструкции объекты на так называемой “южной” нитке газопровода. Которая из-за реализации Россией “Турецкого потока” (там уже трубы вкладывают) очень вероятно перестанет работать уже с 2020 года. А некоторые запланированные к “реконструкции” объекты расположены почти вплотную к зоне боевых действий. Видимо, расчет на “случайный снаряд” или “диверсионную группу сепаров” - потом уже не докажешь, была там реконструкция, или не была... Понятно, что в случае инвентаризации и создания консорциума шансов на реализацию этого “проекта” не было. Как и шансов на коррупционные сделки в целом.

Как бы там ни было: изменение планов и способа выделения газопроводной системы гарантированно делает невозможным приход европейских партнеров в консорциум.

Второй результат срыва реализации утвержденного плана реформы еще более неприятный. Потому что при условии, что Россия будет вынуждена отказаться от реализации проекта трубопровода Северный поток 2, Украина, кроме уже упомянутых денег от транзита, будет иметь все шансы на снижение цены на газ - на 30-40 процентов. А вот в случае реализации своего проекта россиянами все произойдет наоборот, и цена процентов на 40 увеличится.

Причем здесь реформы? Именно отсутствие реформ сегодня является едва ли не самым эффективным аргументом россиян в защиту нового газопровода. “Смотрите, украинцы обязательства брали? Брали. Публично пообещали? Пообещали. Что-то сделали? Нет. То как им можно верить?”, - именно так выстраивают свою позицию многочисленные лоббисты россиян и в Брюсселе, и в Берлине, и в Вашингтоне.

Итак, по сути, результаты борьбы господина вице-премьера с реформой: рост цены газа, потеря поступлений от транзита газа, потеря доверия к Украине в Европе. Интересно, что для господина Кистиона стало “конфеткой”, которая перевесила все эти вещи?

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: