Кто выиграет от цифровой экономики

комментировать

От «цифровизации» будут выигрывать как потребители «цифровых» технологий, так и производители.

Появление внутреннего рынка приведет к возрождению украинских ИТ-компаний, цифровые «мозги» смогут локально создавать продукты и услуги для удовлетворения внутреннего спроса.

Итак, ключевой стратегией по «цифровизации» должна стать работа с внутренним рынком, а ключевыми инициативами – формирование у потребителей (бизнес, государство, граждане) мотиваций и потребностей в «цифровых технологиях».

По формированию мотиваций у потенциальных потребителей технологий государственные подходы могут быть разными, однако среди других, именно фискальные остаются ключевыми:

- инициативы по обеспечению финансовой доступности «цифровых» технологий для потребителей (например, налоговые каникулы для масштабных проектов цифровых трансформаций, ускоренная амортизация, отнесение R&D на себестоимость продукции, инвестиционные налоговые кредиты). Это известные и апробированные в мире инструменты, определенные, например, в Ernst&Young Worldwide R&D стимулы reference guide 2014-2015;

- инициативы по обеспечению доступности финансовых ресурсов для закупки или кредитование проектов «цифровизации» бизнеса, промышленности и тому подобное.

Относительно формирования потребностей у потенциальных потребителей технологий государственные подходы включают широкий арсенал средств для использования, прежде всего, в сферах, являющихся государственными (муниципальными) или граничащих с ними. Для примера, возможность обучения в средних школах с использованием мультимедийного учебного контента означает формирование потребностей в использовании услуг и продуктов сферы ИТ, - от подключения до широкополосных сетей (wi-fi, 3G) и использование соответствующих средств доступа (планшеты, нетбуки). Подсчитаем, сколько средств сэкономят мультимедийные файлы, когда не нужно будет по крайней мере в таком количестве печатать учебники, ведь copy-paste файла стоит условно 0,0001 грн, а напечатать учебник – 150-200 грн.

Следовательно, основной объект внимания государства для «цифровизации» страны – это мягко, целенаправленно и инновационно создавать в различных сферах жизнедеятельности условия, которые побуждали бы граждан и бизнес вместо привычных физических (традиционных) средств и инструментов использовать «цифровые». Замечательным механизмом могло бы стать инициирование со стороны государства национальных проектов «цифровых трансформаций» (не обязательно государственных) и поиск релевантных моделей государственно-частного партнерства для их реализации. R&D-центры международных хай-тек компаний и инвесторы «цифровой экономики» не будут приходить, не понимая для чего, для реализации каких возможностей, для участия в каких инициативах.

Фокус государственной политики на создание и реализацию национальных инициатив и проектов «цифровых трансформаций» и стимулирующие рыночные механизмы позволят в течение лет (вместо десятилетий) секторам экономики и сферам жизнедеятельности осуществить гигантские шаги, быть перенесенными из устаревшего среды до современного и даже сверхсовременного, то есть осуществить так называемый «цифровой скачок».

Стоит отметить, что «цифровизация», «цифровая адженда» и связанные с ней компоненты, инициативы и проекты сильно «выпадают» из действующего в Украине профильного законодательства.

Для исправления этой ситуации важно осуществить такие шаги:

  1. Определить профессиональную и давно принятую в мире терминологию: цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровая индустрия, цифровая инфраструктура, цифровое общество, цифровое гражданство, цифровая идентичность, цифровые навыки, цифровые компетенции, цифровой разрыв, цифровые дивиденды, цифровой скачок, цифровая добавленная стоимость, цифровые тренды, цифровые критические технологии, цифровая валюта и тому подобное.
  2. Определить принципы цифровизации и сформировать основы «Цифровой Кодекса»: цифровизация не является самоцелью; создает преимущества; способствует развитию информационного общества; платформа экономического роста и глобальной конкуренции; стандартизация, приоритетный объект государственного управления.
  3. Создать национальную систему цифровой статистики (т.с. «цифровой барометр») и начать национальные модели расчета цифровой экономики (ВВП), цифровой индустрии, цифровой добавленной стоимости и тому подобное.
  4. Гармонизироваться с мировыми цифровыми индексами и рейтингами как ориентирами достижения национальных целей цифрового развития – например, Networked Readiness Index (WEF), Global Innovation Index (INSEAD, WIPO), Broadband Penetration Index (ITU), Computer Literacy Index, E-government Development Index, Digital Economy and Society Index, ICT Development Index (ITU).
  5. Определить цифровые права человека (равный доступ, использование цифровых технологий различными сферами (рекомендации ЕС, ООН).
  6. Определить принципы цифровой диктатуры (содержание и развитие любой физической системы осуществляется только при отсутствии цифровой альтернативы. То есть, физическая система становится альтернативой, а цифровая - становится обычным состоянием функционирования)
  7. Интересным инструментом может стать т.с «цифровой фильтр», то есть при принятии решений, инициатив и тому подобное национального, регионального, отраслевого уровней обязательная процедура анализа на наличие цифровых вариантов реализации.
  8. Разработать пакеты универсальных (стандартных) цифровых услуг, то есть стандартные пакеты цифровых услуг в образовании, медицине, экологии, безопасности, социальной и других сферах, которые должны быть доступными в цифровом режиме для каждого гражданина, и отвечать определенным технологическим и функциональным параметрам. Для примера, цифровая универсальная образовательная услуга может включать наличие у ученика планшета, цифрового мультимедийного контента, доступа к Интернет с рабочего места (фактически wi-fi в каждом классе), смарт-доска и др.
  9. Разработать систему стимулирования «Индустрии 4.0.», включительно с адаптацией международных стандартов в этой сфере, механизмов создания отраслевых центров трансфера технологий, инжиниринговых кластеров, создание дорожных карт цифровой трансформации отдельных отраслей промышленности.
  10. Разработать Национальный план развития широкополосного доступа, который бы определял этапы строительства телекоммуникационных инфраструктур (прежде всего, фиксированной, потому что с мобильной все гораздо лучше), и главное – такой план должен гармонизировать инвестиции частных провайдеров фиксированной связи с планами государства по созданию потребностей в услугах ШПД (образование, медицина, туризм, агросектор).
  11. Определить параметры качества и скорости услуги широкополосного доступа – так, как это принято на уровне стран ЕС, где 30 Мбит/сек – закреплено как индикатор в так называемом Digital Economy and Society Index , хотя некоторые страны, например Германия метят на 100 Мбит/сек. Ведь современные сервисы цифровой экономики – образовательные, медицинские, коммерческие, промышленные и т. п – это сервисы, требующие мощных каналов связи.
  12. Определить механизмы преодоления «цифрового разрыва». «Твердая» цифровая инфраструктура – прежде всего широкополосные сети, должны охватывать не только города, но и отдаленные поселки. «Принести возможности города в село» - это ключевая задача проекта преодоления в Украине цифрового неравенства. Речь и о подключении удаленных школ, больниц и т.др. Для этого целесообразно моделировать механизмы государственно-частного партнерства, например, создание Национального фонда развития «цифровой» инфраструктуры как инструмента преодоления «цифрового» разрыва и инфраструктурную инвестицию для Украины, бизнеса и граждан. Кроме общенационального Фонда, вполне оправданным является создание региональных, то есть фактически Фондов местных сообществ. Такие возможности для фондирования могут быть интересными для производителей оборудования и прямых инвесторов.
  13. Разработать комплексную образовательную программу приобретения цифровых компетенций и навыков. В ЕС такими определен 21 компетенции и разработаны соответствующие программы адаптации граждан. Шагом вперед станет дополнение украинского Реестра профессий специальностям «цифровой экономики», которых насчитывается вообще-то около 100!
  14. Определить «Национальные проекты цифровых трансформаций», то есть критические сферы национального уровня для реализации инициатив и проектов «цифровых» трансформаций в таких первоочередных областях, как общественная безопасность и защита; средняя школа; сфера здравоохранения; электронная демократия; цифровое телевидение; экология и охрана окружающей среды; смарт-сити; смарт-инфраструктура; электронные платежи и расчеты, «безналичная экономика»; «цифровизация» социальной сферы, электронная коммерция и прочее.
  15. Утвердить перечень критических и emerging технологий на основе цифровых трендов с соответствующей проекцией на наиболее релевантные сферы внедрения. Для примера, блокчейн – это критическая технология для регистрации имущественных прав.
  16. Определить модель управления и внедрение «цифровой адженди», в том числе модели государственно-частного партнерства и тому подобное.
  17. И десятки других инициатив.
«Цифровые трансформации» создают поле для масштабных, интересных, драйвовых проектов и инициатив. Когда Украина станет полигоном «цифровых» трансформаций, она привлечет внимание инвесторов, шаг за шагом она будет становиться инновационным лидером. Человеческий капитал получит возможности для реализации. Уменьшится миграция интеллекта за границу. Рынок и украинские мозги сделают свое дело. А жизнь в «цифровой» экономике окажет гражданам новые возможности для бизнеса и собственной реализации, обучения, созидания, отдыха.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: