Удобное "плечо" от банка

комментировать

Кто и как использует платежные банковские карточки.

Уровень пользования украинцев платежными картами стабильно возрастает и охватывает сегодня 66% взрослого населения. Из них 36% получают на карту зарплату, 18% – пенсию, 6% – социальные выплаты, 13% используют для личных потребностей. Впрочем, потенциал дальнейшего роста достаточно высок, если посмотреть на наших соседей. В Чехии пенетрация платежных карт достигает 87%, а в Словении 99%. У нас же неохваченными все еще остается 34% населения.

Отрадно, что банковская карта все более воспринимается клиентами именно как платежный инструмент, а не просто средство для снятия кэша. Доля безналичных расчетов в общих операциях с платежными картами по итогам первого полугодия достигла 76% в количественном и 38% в денежном выражении. А еще пять лет назад цифры были в разы скромнее: 32% и 12%, соответственно. Только за последний год объем безналичных платежей в денежном выражении вырос на 40%!

Клиенты предпочитают оплачивать картами крупные оффлайн- и онлайн-покупки, иногда возможность оплаты картой даже становится критерием выбора продавца. Но, к сожалению, "хромает" платежная инфраструктура. Сегодня только 41% торговых и 25% сервисных предприятий принимают оплату платежными картами.

Поэтому очевидно, что потенциал для дальнейшего роста безналичных платежей – именно развитие инфраструктуры. Включая законодательную мотивацию торгово-сервисных сетей поддерживать cash-less.

Если говорить о кредитной карте, то этот инструмент, безусловно, имеет ряд преимуществ для клиента в сравнении с кэш-кредитом. Во-первых, цена вопроса. Средняя рыночная ставка по карточным кредитам сейчас находится на уровне 40-50%, тогда как по кэш-кредитам она доходит до 100%. Кроме того, кредитная карта предполагает не разовый, а регулярный доступ к заемным средствам и гибкие возможности для их возврата. В том числе, без оплаты процентов за пользование кредитом в грейс-период.

Интересно, что целевые клиентские сегменты пользования кэш-кредитами и кредитными картами различаются. Вторые имеют более высокий социальный статус, уровень финансовой грамотности и технологической "продвинутости". Они преимущественно являются жителями крупных городов, что и понятно – там больше возможностей рассчитаться через POS-терминал.

При этом, сегмент кредитных карт составляет лишь 22% от общего числа платежных карт, согласно статистике НБУ. Что сдерживает рост? Высокий уровень закредитованности клиентов в предыдущие периоды и связанный с ним, зачастую отрицательный, опыт. Но также есть и экономические основания: отсутствие стабильного дохода, либо страх его лишиться в ближайшем будущем. Общий невысокий уровень доверия к банковской системе также добавляет скепсиса.

В этой связи повышение финансовой грамотности клиентов, которые ждут "подвоха" от банка и его кредитной карты – одна из актуальных задач. Банки должны научиться доносить информацию, что кредитка действительно может быть бесплатной и даже доходной для клиента, если ею грамотно пользоваться. Да, банк на останется внакладе, зарабатывая комиссионный доход на активных безналичных транзакциях клиента в торгово-сервисной сети.

Важно понимать, что для банков кредитная карта – это не только источник процентного и комиссионного дохода, но и один из основных инструментов формирования долгосрочных взаимовыгодных отношений с клиентом. Поэтому дальнейшее развитие рынка кредитных карт будет двигаться от универсального предложения "все для всех" в сторону нишевых продуктов, целевых предложений для отдельных клиентских сегментов с соответствующими мотивационной и сервисной составляющими.

Например, возможность удаленного заказа и оформления карты с доставкой через мобильных банкиров, выбор удобного дистанционного канала погашения кредита, возможность удаленного изменения кредитного лимита. А также кэш-бек на все или определенные категории транзакций, консьерж-сервис, мультивалютность расчетов и прочие полезные и приятные "фишки".

При успешном развитии экономики, платежной инфраструктуры, благоприятной регуляторной среде, а также повышении финансовой грамотности банковских клиентов в ближайшие два года рынок активных кредитных карт может вырасти на 20%, до 14-15 млн карт.

В идеале же кредитная карта может стать основным платежным инструментом клиента для регулярных расчетов, с удобным кредитным плечом, которое банк подставит в случае необходимости.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: