Побороть произвол, а не снизить налоги

комментировать

С точки зрения оптимальных условий для экономического роста страны с таким низким качеством "услуг" государства и неэффективным государственным управлением, как в Украине, налоги должны были бы быть раза в два ниже. Но, к сожалению, для этого есть препятствия.

Во-первых, страна разграблена и вынуждена отдавать долги прошлых периодов. Во-вторых, немало ресурсов приходится тратить на поддержание армии в условиях фактической войны. В-третьих, демографическая ситуация сравнима только со старой Европой.

Нам некуда деться от того, что нужно содержать пенсионеров. Наконец, даже после реформы здравоохранения и образования, условно-бесплатный доступ к ним будет обходиться налогоплательщику в копеечку. Поэтому столь необходимую и назревшую налоговую реформу нужно делить на две составляющие - "сколько" и "как".

При этом реформа должна быть фискально ответственной. Так что вопрос "сколько" относится, преимущественно к сокращению бюджетных затрат: нельзя просто снизить или упразднить налоги, а потом ждать, пока все выйдут из тени. К сожалению, это так просто не работает.

Собственно налоговая реформа занимается вопросом "как"..Но и здесь есть существенные резервы, особенно в части освобождения бизнеса от коррупционного налога и непредсказуемости. Ключ к этим резервам - дискреция, то есть возможности чиновника произвольно определять что бы то ни было по отношению к предприятию, иметь над ним власть.

И это самое главное зло, которое есть в нашей налоговой системе. А Кощеева смерть такого давления - это переход от налогообложения прибыли предприятия к налогообложению выведенного капитала. Ведь прибылью легко манипулировать, ее можно скрывать, а можно - "рисовать", и, соответственно,, "дорисовывать", доначислять ради выполнения плана.

Или, например, открывать уголовное дело, обвиняя должностных лиц предприятия в сокрытии прибыли по сомнительным поводам - а потом закрывать его за взятку. И дело здесь не в "плохих" налоговиках или правилах администрирования, а, еще раз подчеркну, в самой природе такой базы налогообложения.

Поэтому не уйдя от нее, мы не сможем двигаться дальше. Например, заменить коррумпированных фискалов - потому что новые люди также придут на коррупцию. Да и не удастся уволить тех, кто хорошо научился выжимать из предприятий налоги, а то кто же будет выполнять план? От самих планов по поступлениям, кстати, тоже не удастся уйти, потому что иначе о налоге можно будет легко "договориться", соответственно платить будут не столько налоги, сколько взятки.

Переход к обложению выведенного капитала решает эту проблему, поскольку базу налога определяет решение собственников, которое нельзя оспорить, а не расчет, как в случае с прибылью. Основанием служит протокол собрания или распоряжение, нет повода проверять первичные документы и весь бухучет.

Поэтому радикально сокращаются поводы для проверок, а, особенно - придирок и разночтений, на которых кормятся коррупционеры, и которые можно использовать для шантажа. С другой стороны, закрываются основные возможности для махинаций с выводом прибыли в оффшоры, например, через создание фиктивных убытков (а их накоплено, ни много, ни мало - триллион!).

Становится выгодно реинвестировать прибыль внутри страны. Конечно, как и всякая реформа, такой шаг несет некоторые риски - хотя бы уже потому, что навсегда отрезает возможность выбивать из предприятий авансовые проплаты, чтобы выполнить план. Дело за тем, чтобы найти возможности для соответственного сокращения неэффективных расходов бюджета, или розданных "своим людям" льгот.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: