Кому поможет госрегулирование цен на лекарства

комментировать

1 января 2017 года вступили в силу новые правила регулирования цен.

Они коснулись 24 международных непатентованных наименований лекарственных средств для лечения сахарного диабета ІІ типа, бронхиальной астмы и сердечно-сосудистых заболеваний. Также, с 1 апреля 2017 года будет введена реимбурсация таких лекарственных средств.  Эти изменения были приняты правительством 9 ноября 2016 г. (постановления № 862, № 863).

Введение реимбурсации уже длительное время обсуждалось и ожидалось как участниками рынка, так и пациентами. Реимбурсация действует в большинстве европейских стран и является системой обеспечения пациентов медикаментами, в рамках которой пациент получает лекарство в аптеке бесплатно или с некоторой суммой доплаты, а государство компенсирует аптеке расходы за отпущенные лекарства.

В чем же суть нового регулирования цен? В дополнение к установлению максимальных оптовых и розничных наценок на указанные лекарственные средства, которые всегда регулировались государством для определенных категорий лекарств, устанавливается максимальная оптовая цена на лекарства.  Министерство здравоохранения Украины (Минздрав) будет устанавливать такие максимальные оптовые цены исходя из сравнения (реферирования) цен на аналогичные лекарства в 5 референтных странах: Польше, Словакии, Чехии, Латвии и Венгрии.

Согласно заявлениям правительства и Минздрава, целью постановлений является снижение цен на лекарственные средства в несколько раз. Кроме того, согласно инициативам Минздрава, перечень указанных выше препаратов, подпадающих под реимбурсацию, будет постепенно расширяться, чтобы в итоге покрыть все основные лекарственные средства.

Данная инициатива является социально важной, ведь государство обязуется компенсировать расходы пациентов на приобретение лекарственных средств для лечения наиболее распространенных заболеваний. Поэтому обоснованным является и контроль над расходованием соответствующих бюджетных средств с помощью регулирования цен на лекарственные средства, стоимость которых будет компенсирована государством.

Однако система реимбурсации и ценового регулирования в утвержденном правительством виде может нарушить беспрерывность терапии пациентов  и привести к принудительной замене лекарственных средств, которые используют пациенты. Дело в том, что регулирование максимальной оптовой цены отнюдь не ограничивается препаратами, стоимость которых фактически будет возмещаться государством. Правительство установило, что максимальная цена будет применяться ко всем лекарственным средствам, указанным в постановлении № 863 - независимо от того, покупает ли этот препарат пациент в аптеке исключительно за свой счет или же препарат отпускается за счет бюджетных средств в рамках системы реимбурсации.

Невзирая на то, что согласно постановлениям новое регулирование вступило в силу с 1 января 2017 года, по состоянию на дату этой публикации Минздрав так и не утвердил порядок расчета максимальной оптовой цены. Тем не менее, согласно последнему из опубликованных проектов Минздрава, максимальная цена не должна быть выше минимальной цены такого лекарственного средства в референтных странах. Это, соответственно, приведет к тому, что лекарственные средства, цены на которые будут превышать определенный Минздравом уровень, не смогут находиться в обращении на территории Украины.

Отметим, что в странах, которые выбраны правительством в качестве референтных, также используется регулирование максимальной оптовой цены, однако с двумя существенными отличиями. Во-первых, участие в программе реимбурсации и, соответственно, регулирование оптовой цены, зависит от добровольного решения владельца прав на лекарственное средство. Только по результатам рассмотрения заявки  владельца регистрационного удостоверения уполномоченный государственный орган принимает решение о том, включать ли препарат в программу реимбурсации, а также о том, какова будет предельная цена такого лекарственного средства. Во-вторых,  даже если цена такого препарата в аптеке превышает рассчитанную государством референтную цену, препарат может оставаться в обороте, однако в таком случае пациент будет доплачивать разницу между референтной ценой и розничной ценой в аптеке на такой препарат. Таким образом государство стимулирует пациентов покупать наиболее дешевые лекарственные средства, однако не лишает их права выбрать более дорогой препарат.

Соответственно, в референтных странах ЕС производитель самостоятельно определяет, является ли для него экономически целесообразным участие в программе реимбурсации и ограничение максимальной цены. В Украине же государство намерено регулировать цены на все лекарства, входящие в определённый им список из 24 наименований молекул.

Чем чреват такой подход? Нельзя забывать, что производители лекарственных средств - это такие же субъекты хозяйствования, как производители любых других потребительских или промышленных товаров, которыми движут экономические законы. Если доход от продаж определенных товаров не будет оправдывать расходы производителя, связанные с производством и выводом на рынок такого товара, производитель может отказаться от продажи таких товаров. В нашем случае это значит, что ограничение максимальной цены может привести к уходу с рынка лекарственных средств с высокой себестоимостью. То есть, с  января 2017 года пациент может обнаружить, что препарат, которым он лечился ранее, более недоступен.  Оборот такого препарата на территории Украины будет невозможен, поскольку его цена препарата  будет превышать максимально допустимую, а значит пациенту остается выбирать только между самыми дешевыми препаратами.

И несмотря на то, что на днях правительство частично отложило имплементацию нового регулирования до 1 февраля 2017 года, разрешив аптекам продавать остатки закупленных лекарств по текущим ценам, риск выведения с рынка лекарств с высокой себестоимостью сохраняется. Такие действия правительства не согласовываются с ранее принятыми государством мерами по расширению доступа пациентов к лекарственным средствам - ведь, с одной стороны, государство приняло закон об упрощении регистрации лекарств, а с другой - искусственно сужает их ассортимент с помощью внедрения такого регулирования.

Как можно улучшить ситуацию? В первую очередь - отсрочить реализацию постановлений для их существенной доработки. Во-вторых - изменить саму концепцию регулирования, используя опыт стран ЕС, то есть предусмотреть принцип добровольности участия в программе реимбурсации и отказаться от установления предельных оптовых цен на те препараты, которые не участвуют в программе реимбурсации. Таким образом, государство выполнит функцию регулирования цен на лекарственные средства, и одновременно обеспечит пациентам право на выбор и доступ к терапии более дорогими лекарствами.

Статья написана в соавторстве с юристом МЮФ Baker McKenzie Ольгой Святенькой.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: