ОВГЗ: от частного к общественному

комментировать

Сегодня рынок государственного долга вышел в топ наиболее обсуждаемых тем в средствах массовой информации.

Но, к сожалению, в СМИ обсуждается не тот факт, что в Украине не эффективный рынок государственного долга или недостаточно прозрачное ценообразование этого инструмента, который наносит вред общественным интересам в финансовом секторе.

СМИ уделяют внимание отдельным случаям или личностям, не обращая внимания на глобальную проблематику. Хотя от этого инструмента зависит слишком многое - стоимость денег для всех участников экономических отношений, дефицит и расходы государственного бюджета на обслуживание долга, состояние финансового сектора и экономики страны в целом.  В конце концов удешевление кредитов заемщикам (в том числе физическим и юридическим лицам, малому и среднему бизнесу) начинается с честного и прозрачного определения цены на самый ликвидный долговой инструмент – ОВГЗ.

Нацкомиссия по ценным бумагам, разделяя регулирование этого рынка с Национальным банком и Министерством финансов, прежде всего, заинтересована в улучшении качества рынка, а не в охоте на «ведьм». Комиссия, безусловно, предпринимает действия по борьбе со злоупотреблениями, которые имеют место, но главная задача регулятора – способствовать честному и прозрачному ценообразованию, что даст, в свою очередь, максимальный общественный эффект.

Давайте вспомним как выглядела торговля ОВГЗ в трехлетней ретроспективе:

 

2014

2015

9 месяцев 2016

Доля организованного рынка

79%

88

98%

Доля неорганизованного рынка

21%

12%

2%

Общий объем торгов ОВГЗ *

688

млрд грн

284

млрд грн

151

млрд грн

* без учета сделок по первичному размещению ОВГЗ

** по данным веб-сайтов НБУ, Министерства финансов, фондовых бирж

Постепенная консолидация торговли ОВГЗ на организованных рынках сопровождалась, в том числе сужением «коридора» (разницы между max и min доходностью по отдельным сделкам с ОВГЗ), в котором проходили все сделки купли-продажи этих бумаг:

 

2014

2015

9 месяцев 2016

Средняя доходность

25-28%

23-25%

17-18%

Разница между max и min доходностью по сделкам с ОВГЗ

до 20%

до 15%

до 6%

** по данным веб-сайтов НБУ, Министерства финансов, фондовых бирж

При средней доходности сделок на рынке, которая плавно уменьшалась в течение последних трех лет, можно было наблюдать отдельные сделки участников рынка с отклонениями на 20%,15% и 6%, соответственно.  Когда в 2014 году средняя цена находилась на уровне 25%-ной доходности, мы наблюдали сделки с доходностью как в 15%, так и 35%, соответственно. Это означает что, некоторые участники рынка, а также их клиенты осознанно шли на получение существенного убытка или существенной прибыли от операций с ОВГЗ.  В этом году мы наблюдаем значительное сокращение отклонения от средней рыночной цены, «всего» на 6%.

Но разница между максимальной и минимальной доходностью даже в 6% в нынешнем году - это очень много для такого высоколиквидного инструмента как государственный долг и все еще свидетельствует об отсутствии устойчивого ценообразования. Такая разбалансированность – это большая проблема, прежде всего, в рамках бюджетного процесса. Что касается злоупотреблений, то даже 6%-ный коридор – это значительное поле для сомнительных операций по перераспределению ресурса, получению необоснованного существенного дохода или убытка и т. д.

Что же говорить о коридоре доходности операций с ОВГЗ в 2014 и 2015 годах в размере 20% и 15%! И это при том, что по некоторым сделкам коридор доходности мог расширяться в разы.

Такая нестабильность на рынке – это демонстрация того, что он все еще остается как минимум несбалансированным и непредсказуемым, а как максимум оставляет пространство для злоупотреблений в разных формах, которые проявляются в виде нерыночных сделок. Но с постепенным повышением прозрачности на рынке остается все меньше возможностей для заключения таких нерыночных сделок, которые дискредитируют финансовый рынок.

Именно на повышение прозрачности этого рынка направлены совместные усилия - Министерства финансов, Национального банка и Нацкомиссии по ценным бумагам. Мы работаем над изменениями, которые помогут в том числе реформировать институт первичных дилеров ОВГЗ, обеспечат регулярные размещения государственных облигаций, внедрят действенный институт маркет-мейкеров, повысят ликвидность рынка РЕПО, будут способствовать прозрачности данных о сделках с ОВГЗ. Именно с этой целью Комиссия будет работать над усовершенствованием торговой и расчетной инфраструктуры рынка.

Для такого высоколиквидного инструмента как ОВГЗ коридор доходности не должен быть больше 1%. Именно на такой показатель мы хотим выйти в 2018 году. Если нам это удастся, ОВГЗ сможет стать якорем для развития рынка муниципальных и корпоративных облигаций. Это поможет нам удешевить стоимость заимствования для всех категорий заемщиков, что станет существенным прогрессом для финансового рынка Украины в целом.

Если иностранные инвесторы будут видеть консолидированный и ликвидный рынок со стабильной и прогнозируемой доходностью по инструменту, они будут в него инвестировать. Именно на этом направлении Комиссия и намерена сосредоточить свою работу. А охота на ведьм – это всего лишь миф, подогреваемый теми, кто не заинтересован в прозрачности этого рынка и этого инструмента.


Disclaimer: Высказанное в статье мнение является личной точкой зрения автора, и не является официальной позицией Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: