Кто главный тормоз реформ

комментировать

Несмотря на гигантский скепсис по отношению к ходу реформ, нельзя не признать, что некоторые из них реализуются и показывают весьма хороший результат.

Эталоном успешной реформы стал перевод госзакупок в систему ProZorro. Конечно, авторам этой реформы еще многое предстоит сделать. Но уже можно отметить, что одна из самых коррумпированных сфер экономики стала открытой бизнесу и гораздо более прозрачной. И такая прозрачность уже приносит свои плоды в виде значительной экономии для государственных структур при проведении закупок.

Но когда мы пытаемся добиться такой же прозрачности на рынке ценных бумаг, где шаг каждого его участника будет виден, где нельзя будет скрыть факты коррупции или правонарушений, мы наталкиваемся на стену непонимания.

В прошлом году мы существенно активизировали борьбу с таким правонарушением на рынке ценных бумаг как манипулирование ценами. Если до этого в год в среднем обвинение в манипулировании выдвигалось двум-трем компаниям (торговцам ценными бумагами), то в прошлом году мы предъявили такие обвинения десяткам торговцев, два десятка ценных бумаг были признаны фиктивными, а торговля несколькими десятками ценных бумаг была остановлена из-за подозрений в фиктивности. И сейчас мы изучаем причастность фондовых бирж к манипулированию ценами.

Такая активность регулятора пришлась не по душе многим на рынке. Нас обвинили в превышении полномочий, а также в том, что, пресекая факты манипулирования, убирая с рынка ценные бумаги с признаками фиктивности, мы нарушаем права тех, кто торгует такими бумагами...

Таким участникам рынка, безусловно, не нужна прозрачность. Ни прозрачность самого рынка и сделок, которые на нем заключаются, ни прозрачность процесса формирования цены на ценную бумагу. Однако прозрачное и справедливое ценообразование – одно из базисных условий здорового рынка.

Кто-то может сказать, что, искажая цену ценной бумаги, он действует в рамках закона и не наносит вред интересам государства и простых граждан. Но это не так. Манипулирование ценой вводит в заблуждение весь рынок и всех его участников, формируя искаженное представление о том, сколько на самом деле стоит тот или иной актив. Но хуже всего, что тот, кто намеренно искажает цену, получает немалый доход за счет такого обмана.

К примеру, когда некая компания «Рога и копыта», которая ничего не производит, не имеет каких-либо активов, не выплачивает заработную плату сотрудникам, не платит налоги, «торгуется» на бирже по цене в 1 миллиард гривен, разве это не вредит рынку?

Когда мы видим, что объективные основания для значительного роста цены на ценные бумаги отсутствуют, когда эмитент имеет все признаки фиктивной компании, когда такими ценными бумагами торгуют всего два или три торговца, то есть ликвидности как таковой там нет, мы называем это манипулированием. И мы понимаем, что такой торговец использует ценные бумаги компании «Рога и копыта» с целью обмана других участников рынка.

Такая бумага – это продукт процесса манипулирования, не совместимый с инвестиционной деятельностью. Но жизненный цикл этого «продукта» не заканчивается на рынке ценных бумаг. В дальнейшем его активно используют банки, страховые компании формируют им резервы, инвестиционные фонды, в том числе зарождающиеся пенсионные фонды, инвестируют деньги клиентов в такой «продукт». Они, безусловно, не имеют отношения к его созданию и самому процессу манипулирования. Но они участвуют на следующем этапе жизненного цикла этого «продукта». И это еще вопрос – какой из этапов жизни этого «продукта» больше вредит финансовой системе.

Корень этой проблемы в полном безразличии к тому, что происходит, в том числе со стороны фондовых бирж, а также самих эмитентов, ценные бумаги которых используются в процессе манипулирования. Что касается бирж, то нам бы хотелось видеть с их стороны гораздо большую ответственность. Биржи являются крайне важными элементами в процессе финансовых взаимоотношений, они не могут закрывать глаза на такие серьезные правонарушения как манипулирование ценами в их торговых системах.

Здоровый, работающий рынок ценных бумаг при условии развитой инфраструктуры, правовом обеспечении механизмов защиты всех его участников, должен стимулировать экономическое развитие страны. Но такой рынок, на котором инвесторов вводят в заблуждение, который допускает возможности искусственного манипулятивного формирования цен не поможет экономике. Инвесторы уйдут с этого рынка на другие. Он станет местом исключительно для различного рода «схем» по выводу капитала, оптимизации налогообложения и т. д.

А это значит, что рынок не будет работать на благо экономики, реальный сектор не получит инвестиций для развития, не будут создаваться новые рабочие места, не будут развиваться технологии, не будет роста ВВП. И все граждане, включая само государство, в конце концов пострадают от такого искажения цены.

Увы, наше законодательство, особенно в сфере финансовых отношений, государственного регулирования этой сферы достаточно устарело. Мы работаем над изменениями, но на это нужно время. А пока мы не можем стоять в стороне и наблюдать как из-за незаконной деятельности отдельных компаний выводятся немалые средства с рынка, как государство и все его граждане лишаются возможности иметь здоровый рынок капитала и надежные финансовые инструменты.

Я привел в начале статьи успешный пример внедрения системы ProZorro, чтобы провести понятные большинству параллели. Как в случае с внедрением системы ProZorro, так и в случае рынка ценных бумаг, напрашивается один и тот же вывод – прозрачность не нравится тем, кто привык обманывать государство и его граждан.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: