Зачем нужна реформа ГФС

комментировать

То, что реформа Государственной фискальной службы назрела очень давно, не вызывает в обществе никаких сомнений.

Скорее, наоборот. Украина вошла в ситуацию, когда необходимость реформирования ГФС определяется сразу несколькими болезненными факторами. Во-первых, ГФС как государственная структура скомпрометировала себя, достигнув такого уровня коррумпированности, что уровень доверия к этому органу близок к нулю. Имеем ситуацию, когда предприниматели, столкнувшись с рейдерством, посягательством на частную собственность, отсутствием правовых методов разрешения конфликтных ситуаций, приходят к выводу, что лучший способ остаться без потерь в этой борьбе, – это нарушить закон.

И помогает им в этом выборе часто именно ГФС, призывая «уйти в тень». На сегодняшний день фискальная служба в лидерах коррупционного антирейтинга. Право трактовки налогового законодательства, которым владеет ГФС, – инструмент, который Служба универсально использует для нейтрализации любых нововведений в Налоговый Кодекс. Например, система электронного администрирования НДС, вместо эффективного администрирования, способствует изъятию оборотных средств и разнообразным манипуляциям. Кроме того, до недавнего времени, это была структура, которая имела один из самых больших штатов и соответствующие расходы на его содержание.

Добавьте к этому систематическое вмешательство со стороны должностных лиц ГФС в деятельность системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, практику нарушения хронологического порядка и незаконного возмещения НДС, торговлю базами данных контролирующих органов, – и получите «картину маслом». В данных условиях рабочая группа во главе с Министерством финансов, нарабатывая изменения Налогового законодательства, отталкивалась от необходимости реформирования фискальной службы, как одного из важнейших шагов к успеху в реализации всех запланированных налоговых изменений.

В результате реформы, Служба из карательного органа должна превратиться в орган сервиса, аналитики, а не контроля. Понятно, что решение данной проблемы должно носить комплексный характер и включать, как минимум, следующие элементы. Во-первых, делегирование Министерству финансов общего руководства и контроля за деятельностью ГФС, стратегического – прогноз и анализ – и тактического, то есть формирование процедур, риск-менеджмент, планов проверок руководства службой. Во-вторых, это ликвидация налоговой милиции и создание финансовой полиции в качестве структурного подразделения Министерства финансов.

К сожалению, работники налоговой милиции, созданной как орган борьбы с налоговыми преступлениями, часто фигурируют в жалобах предпринимателей на факты злоупотребления своими полномочиями, вымогательство взятки. По статистике, 85% дел, возбужденных налоговой милицией за уклонение от уплаты налогов и сборов, в дальнейшем, были закрыты за отсутствием состава преступления. Поэтому целесообразным будет создание совершенно нового органа с новым составом работников (количество «старых кадров» не должна превышать 30%), деятельность которого будет ориентирована не на давление или шантаж предпринимателей, а на выявление и анализ операций, которые имеют признаки риска или мошенничества. Третий элемент – это лишение ГФС возможности трактовки и написания законов. А также, вследствие сокращения функций, соответствующее сокращение штата Службы с возможностью дальнейшего повышения заработной платы работникам. В рамках реализации необходимых изменений нужно поддержать инициативу Минфина по отнесению к функций Министерства финансов администрирования баз данных контролирующих органов.

Сейчас нахождение информационных баз, связанных с начислением/уплатой налогов/сборов, в распоряжении ГФСУ приводит к невозможности оперативного мониторинга деятельности налоговой службы и создает поле для манипулирования фискальными данными. Первая задача, которая должна быть решена – это создание предохранителей ручного вмешательства работников ГФС в информационные базы данных и, соответственно, предоставления им прав исключительно пользователей. Такой шаг будет обеспечивать конфиденциальность информации, надежность ее хранения и существенно уменьшит проявления коррупции.

То, что впервые инициатором подобных изменений выступает именно Минфин, сначала обнародовав для обсуждения предварительную версию пакета изменений налогового законодательства, а затем, с учетом высказанных предложений, – обновленный вариант, открывает возможности приобщиться к процессу предложенных изменений всем заинтересованным сторонам. Как это сейчас сделали Американская торговая палата, Европейская бизнес ассоциация, Союз украинских предпринимателей, объединения общественных экспертов Реанимационного Пакета Реформ, в состав которого входят ведущие исследовательские центры и общественные организации.

Если будет запущен процесс реальных изменений, а не его имитация, как это уже происходило неоднократно, то получим шанс избавиться карательности, как одного из главных принципов деятельности ГФС, сможем расширить рамки экономической свободы, снизить административное и фискальное давление на налогоплательщиков. Думаете, что это слишком сложно? А я уверен – реально!

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: