Как побороть офшоры

комментировать

Украинское сегодня является далеко не таким, каким его представляли миллионы наших соотечественников во время Революции Достоинства.

Отсутствие реальных реформ в правоохранительной, судебной, налоговой системе, отсутствие наказанных за преступления режима Януковича усиливают разочарование в обществе. Более того, некоторые схемы тех времен и дальше продолжают спокойно работать, забирая у бюджета миллионы долларов. Вместо реальной борьбы мы имеем лишь огласку, осуществляемую силами активистов, волонтеров и журналистов. Огласку старых схем, которая в условиях новой украинской реальности имеет уже совершенно иное значение. Такое значение продемонстрировала история с раскрытием информации о владельцах оффшоров. Кажется, что о существовании схем, включающих расчеты с компаниями, зарегистрированными в низконалоговых юрисдикциях в Украине знал почти каждый, но упоминание участия в этих схемах Президента заставило многих задуматься об этой проблеме и побудить парламентариев к поискам ее решения.

К сожалению, проблема оффшоров не существует исключительно в политическом измерении, а имеет достаточно серьезные и измеряемые экономические последствия. Так, по данным исследования международного объединения «Tax Justice Network», стоимость активов, скрытых в налоговых гаванях по всему миру, составляет около 21 триллиона долл. США. При этом средства, идущие из Украины в этой сумме занимают далеко не последнюю позицию. По данным статистики, около половины всего иностранного кредитования частного сектора в Украине и около трети прямых иностранных инвестиций в Украину осуществляется с Кипра и других оффшоров, которые, кроме того, являются реципиентами около 84% прямых инвестиций из Украины.

Борьба с укрытием от налогообложения с помощью оффшорных зон является особенно актуальной в развитых странах мира последние несколько лет. В Украине же деофшоризация официально началась с Указа Президента №180/2016, которым была создана рабочая группа для подготовки законопроектов по вопросам противодействия уменьшению налоговой базы и вывода капитала за границу. Группой, в настоящее время, проведено несколько заседаний, но конечного документа на рассмотрение обществу до сих пор не предоставлено. В фазе окончания лишь проект о нулевом декларировании (предусматривающий декларирование общего имущественного положения гражданами Украины) и декларирования доходов, с которых не уплачены налоги в бюджет (амнистия капиталов).

Альтернативная политическая инициатива под председательством Ю. Тимошенко направила в Раду законопроект 4380 "О налоговом суверенитете Украины и оффшорных компаниях". Несмотря на очевидный успех, который свидетельствует о самом наличии данного проекта, в тексте закона существуют некоторые серьезные недостатки. В частности, законопроект фактически запрещает офшорным компаниям и подконтрольным им украинским субъектам осуществлять широкий круг операций в Украине;

вводит новый налог – специальную пошлину на операции с оффшорными юрисдикциями и украинскими компаниями, которые контролируются ими;

обязывает украинских субъектов хозяйствования проверять структуру собственности фактически каждого контрагента (в т.ч. резидентов Украины);

предусматривает наказание резидента за наличие в структуре собственности его контрагента оффшорной компании в виде неблагоприятных налоговых обстоятельств.

Установление подобного рода административных ограничений и препятствий не является распространенным в мировой практике и может оказать негативное влияние на и без того далеко не идеальный инвестиционный климат страны.

Конструктивным выходом из данной ситуации, который планируется реализовать на основе рабочей группы для подготовки законопроектов по вопросам противодействия уменьшению налоговой базы и вывода капитала за границу, является имплементация положений уже существующей и действующей международной системы противодействия избежанию от налогообложения через оффшорные юрисдикции. Такими положениями являются разработанный ОЭСР план BEPS (Base Erosion and Profit Shifting). Этим планом внедряется ряд законодательных норм, фактически делаюющих невозможным функционирование оффшорных схем. Среди важнейших - правила налогообложения контролируемых иностранных компаний (далее КИК). КИК - это компании, принадлежащие резидентам Украины или деятельность которых фактически контролируется с Украины. Согласно этим правилам, украинские субъекты хозяйствования будут обязаны декларировать владения такими компаниями и платить налог с полученной ими прибыли в Украину. Положениями BEPS также регламентируются необходимые доли участия в компаниях и критерии фактического контроля.

Еще одной антиоффшорной нормой является признание иностранной компании налоговым резидентом Украины, если фактическое место ее управления находится в Украине. В таком случае такая компания будет обязана встать на налоговый учет и платить налог на прибыль.

С целью предотвращения искусственного занижения налоговой базы за счет расходов по финансовым операциям со связанными лицами-нерезидентами предлагается ввести ограничения расходов по финансовым операциям с такими субъектами (так называемое «правило тонкой капитализации»). Такими образом, можно избавиться от практики финансирования украинских компаний с помощью процентных кредитов контролируемыми ими же иностранными субъектами и уменьшения таким образом налоговой базы (за счет процентов по кредиту и девальвации гривны).

Кроме этого, имплементация правил BEPS позволит:

- ввести эффективную систему автоматического обмена налоговой информацией, что сделает работу налоговых органов Украины намного эффективнее, а возможность скрыть доходы в офшорах значительно меньше;

- принять меры по противодействию вредной налоговой практике. Например, в некоторых юрисдикциях действуют налоговые режимы, позволяющие не четко трактовать территориальную идентификацию доходов, позволяющих уклониться от налогообложения. Особенно это касается доходов от интеллектуальной собственности. По пунктам BEPS, подобные льготные режимы могут предоставляться только на условиях, когда соответствующая компания имеет достаточную связь со страной, где получает льготу. То есть, способна продемонстрировать доказательства, что она ведет там существенную деятельность (substantial activity), направленную на получение данного дохода. Компании, которые не будут удовлетворять данный критерий, должны будут платить налоги в полном объеме;

- принять комплексные меры по противодействию злоупотреблению налоговыми соглашениями. В частности, речь идет об имплементации Директивы ЕС 2014/86 о материнских и дочерних компаниях, предусматривающей четкие условия налогообложения дивидендов от дочерней компании в другой стране (освобождаются от налога по месту нахождения компании-получателя, только если они не подлежат включению в расходы по месту нахождения компании-плательщика);

- усовершенствовать действующий в Украине механизм контроля трансфертного ценообразования путем внедрения особых отчетов. Компании должны будут подавать «отчет с разбивкой по странам» (Country-by-Country report), содержащий обобщенную информацию о полученных доходах, уплаченных налогах в разных странах мира. Затем эти отчеты, в рамках Многостороннего Конвенции от 1988 года об обмене информацией, будут отправляться национальным фискальным органам.

Эти и другие шаги, предусмотренные планом BEPS, способны побороть оффшорные схемы и обеспечить значительные дополнительные поступления в бюджет Украины. Однако возникает проблема их принятия. Невольно на ум приходит известная аналогия "Пчелы против меда", ведь в условиях непрозрачности финансирования партийной системы, когда "владельцами" партий фактически являются те же лица, в отношении деятельности которых направлены данные законодательные инициативы, вероятность утверждения деофшоризации в данном виде является достаточно туманной. Без внимания и давления со стороны общественности, инициатива Президента рискует превратиться в очередное невыполненное обещание.

С другой стороны, существует риск того, что даже в случае принятия плана BEPS, он не заработает в условиях институционального обеспечения Украины. Украинская налоговая практика знает множество примеров, когда даже самые безупречные законы становились коррупционным инструментом в руках фискалов, судей. Поэтому важную роль в борьбе с оффшорами играют институциональные реформы, успешное проведение которых приведет к тому, что необходимость в оффшорных схемах отпадет сама по себе.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: