За что могут "лишить" гражданства Украины

В последнее время актуальным и часто обсуждаемым вопросом в прессе стало так называемое лишение гражданства Украины лиц, имеющих двойное гражданство.

Особенную огласку и широкое освещение в прессе данный вопрос получил в связи с принятием Президентом Украины соответствующих решений в отношении политических деятелей, в частности народного депутата Украины Андрея Артеменко и депутата Одесского областного совета Александра Боровика.

Впрочем, справедливости ради, следует обратить внимание на тот факт, что принятие решения президентом о прекращении гражданства Украины не является одиночным либо уникальным явлением: Петр Порошенко за период пребывания на своей должности прекратил гражданство Украины для 18,67 тыс. лиц.

Как же юридически регулируются вопросы правового статуса физических лиц, в том числе вопросы гражданства? При ответе на данный вопрос начать следует с анализа положений Конституции Украины.

Согласно статьи 4 Конституции Украины, в Украине действует правовой принцип единого гражданства, порядок приобретения и прекращения которого определяется законом. Далее, статья 25 Конституции Украины предусматривает, что гражданин Украины не может быть лишен гражданства Украины, равно как и права сменить гражданство.

Более того, согласно этому же принципу в Украине на самом деле не запрещено двойное (и более) гражданство. Закон Украины «О гражданстве Украины» (далее – Закон) гласит, что если гражданин Украины приобрёл гражданство (подданство) иного государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается исключительно гражданином Украины.

Так почему же граждане Украины лишаются гражданства? Согласно разделу ІІІ Закона, гражданство Украины может быть прекращено. Основанием для этого могут быть: выход из гражданства, потеря гражданства и основания, предусмотренные международными соглашениями. Во всех этих случаях гражданство Украины прекращается Указом Президента.

С выходом из гражданства все обстоит ясно: гражданство прекращается вследствие заявления гражданина Украины, который постоянно проживает за границей Украины. Редкие случаи, предусмотренные международными соглашениями, также не были основанием для резонансных кейсов прекращения гражданства, а вот процедура потери гражданства заслуживает особого внимания, и это она применялась, в частности, к господам Боровику и Артеменко.

Основаниями для потери гражданства Украины являются:

1) добровольное получение гражданства другой страны совершеннолетним гражданином Украины;

2) получение гражданства Украины (иностранцем или лицом без гражданства) вследствие обмана, подачи неправдивых данных или фальшивых документов. Под этот пункт подпадают также и иностранцы, которые получили гражданство Украины и не прекратили свои иностранные гражданства в течение 2-х лет;

3) добровольное вступление гражданина Украины на военную службу в стране, где согласно законодательству, такая служба не является военной обязанностью либо альтернативной (невоенной) службой.

Из этого следует, что в случае, если у гражданина Украины есть гражданство другой страны, то абсолютно законно возможно принятие решения об утере гражданства Украины. Стоит отметить, что данные положения украинского законодательства весьма неоднозначны, так как процедура описана недостаточно прозрачно, а обязательство гражданина Украины выйти из гражданства Украины в случае получения паспорта другой страны не предусмотрено.

При этом отличие лишения гражданства (запрещенного Конституцией Украины) от его утери размыты. Закон, трактуя принцип единого гражданства, определяет, что в случае получения гражданином Украины гражданства (подданства) другого государства, в правовых отношениях с Украиной он будет считаться гражданином Украины.

Указ президента с названием Вопросы организации исполнения Закона Украины О гражданстве Украины от 27 марта 2001 года уточнил процедуру потери гражданства. В этом подзаконном акте отмечается, что в случаях, когда органы Государственной миграционной службы либо дипломатические представительства Украины определят наличие оснований для потери гражданства Украины определенного лица, они сообщают об этом в Комиссию при Президенте Украины по вопросам гражданства, которая и уполномочена принимать решение.

Однако, к сожалению, детали этих процедур также не определены достаточно четко, в том числе не предусмотрено, каким образом, на каких основаниях и кем изначально определяется и проверяется факт наличия/отсутствия у гражданина Украины второго гражданства. Отсутствие детальной процедуры может существенно нарушать права граждан, в том числе право на невмешательство в частную жизнь и защиту персональных данных.

Таким образом, согласно Конституции Украины Государственная миграционная служба и Комиссия при Президенте Украины по вопросам гражданства должны действовать согласно определенной процедуре: например, направлять запрос только в случаях, четко обозначенных в законодательстве, в определенные сроки и т.д. Но, как уже ранее отмечалось, таких деталей процедуры мы в украинском законодательстве не найдем, чем и может воспользоваться при обжаловании решения о прекращении гражданства, например, Андрей Артеменко и его защитники.

Несмотря на такие явные недостатки в украинском законодательстве в вопросе прекращения гражданства Украины, закон четко предусматривает возможность Президента Украина принять решение об утере (прекращении) украинского гражданства при получении каких-либо официальных подтверждений двойного гражданства.

Таким образом, граждане Украины, которые имеют гражданство другой страны, рискуют попасть в список лиц, гражданство которых будет прекращено, но риск этот пока крайне невелик, поскольку такая процедура достаточно сложная, а решение подлежит обжалованию.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: