Кризис – не оправдание для бизнеса

комментировать

"Все течет, все меняется". Этому выражению греческого философа уже более двух с половиной тысяч лет. И только текучесть вещей является нашим постоянным и неизменным спутником.

Так, традиционные модели бизнеса постоянно страдают от изменений. И вместе с ними бренды и компании меняются или уходят в забвение. В свое время горно-рудная 3М полностью изменила направление деятельности, а одним из ведущих продуктов компании стал всем известный scotch – клейкая лента. А вот Kodak отверг изобретенную цифровую фотографию и постепенно сошел со сцены.

Можно вспомнить целые отрасли, руководители которых не уделили внимание изменениям, которые уже были очевидны, и ушли с рынка. Изменения, которые произошли за последние десятилетия, впечатляющие. Например, рынок печатной продукции успешно поглощается онлайновыми изданиями, а социальные сети все больше конкурируют с агентствами новостей, превращая своих пользователей в собственных корреспондентов.

Вопрос дальнейшего устойчивого и прибыльного развития стоит перед всеми компаниями, и только самые амбициозные имеют свои сценарии развития и активно действуют даже в тех областях, которые еще вчера не существовали, либо не были для них свойственны. Вспомните Google, который активно разрабатывает автомобиль будущего.

Выражение компании Bosch "это еще вопрос, будет ли автомобиль будущего летать, но наверняка он будет иметь электрический двигатель" указывает нам на дальнейшее развитие компании, и еще раз доказывает, что будущее не находится где-то за углом, оно уже рядом с нами.

Нужно просто принять то, что кризис и постоянные изменения не являются чем-то особенным, временным, новым или присущим только нашему времени. Это просто составляющая повседневной жизни. После осознания этого, все станет прозрачным и понятным.

Просто со времен Гераклита изменения стали радикально быстрее. Благодаря открытому информационному пространству взлеты и падения происходят очень быстро. Время синих и красных трасс прошло, мы находимся уже на черных. Соответственно и время на осмысление и реагирования на новые вызовы сократилось до одного клика.

Что же остается неизменным? Это человеческие ценности и базовые человеческие потребности. Именно они являются основой для дальнейших перспективных бизнес-идей.

Что касается Украины, то, скорее всего, именно сегодня и есть тот идеальный момент для начала бизнеса. Вчерашние модели больше не работают, а люди в большинстве своем готовы к переменам, к новым вызовам. К тому же, стоимость старта бизнеса измеряется не имеющимися финансовыми ресурсами, а именно соответствием бизнес-идеи потребностям рынка.

Посмотрите вокруг. Количество стартапов в Украине просто зашкаливает. На наших глазах создается новая культура предпринимательства, развенчиваются вчерашние кумиры и взлетают новые звезды. А поколение Z успешно набирает обороты.

Вспомним 2014 год. Не уверен, что кто-то из нас был готов к таким вызовам или имел опыт управления компанией в условиях одновременного обвала рынка, потери географии дистрибуции, резкого роста дебиторской задолженности, обесцениванию национальной валюты и полной неясности, что произойдет завтра. Но мы выстояли и успешно развиваемся и дальше. Поэтому, главное – помнить, что человек, который строит бизнес, должен быть готов к вызовам и расценивать временные неудачи как средство корректировки дальнейшей стратегии развития.

И здесь я могу поделиться "lessons learned", пригодившееся нам, когда мы строили и трансформировали свою стратегию.

Прежде всего, у нас была амбициозная мечта, а именно "прибыльный рост компании в евро". Во-вторых, мы в это твердо верили. Самое интересное, что эти мечта и вера передались и нашим коллегам из материнской компании, которые тоже поверили в нас.

Никто из нас не знал, когда наша мечта осуществится, но мы твердо знали, с чего начинать, а именно с цементирования команды сотрудников, партнеров и поставщиков. Мечтой первого уровня было максимальное сокращение расходов без сокращения персонала и потери управляемости бизнеса.

В компании начали проект "или мы сокращаем расходы, или расходы сократят нас". Предложения по сокращению расходов поступали "bottom-up", то есть именно от сотрудников, которые были самым ценным. 2014-й мы закончили с существенным уменьшением расходов без сокращения персонала и существенным приростом в гривне. 2015-й был для нас стабилизирующим с солидным ростом в гривне. А вот мечта осуществилась в 2016-м, когда мы достигли не только прибыльного роста в евро, но и трое наших коллег вошли в рейтинг 100 лучших продавцов региона ЕМЕА.

Что вдохновляло нас на успех? Скорее всего сила духа, которая является базовым фактором в вопросе, будет ли компания существовать дальше.

И напоследок, несколько слов о благотворительности. Именно она является показателем успешности компании. Мы начинали с мелких вещей. Создавали внутренние благотворительные ярмарки. Участвовали в забегах ради помощи больным детям. Высаживали вишневый садик и обустраивали цветники в самые тяжелые дни 2014 года, когда напряжение достигало высшей точки.

Знаковые события начались в 2015 году, когда мы реализовали масштабный проект с привлечением средств сотрудников, который стал началом системы благотворительных проектов.

Благотворительность объединяет лучше, чем корпоративы. Сплачивает всех, от руководителей компании к стажеров. Особенно когда идеи и реализация проектов является результатом коллективного творчества и усилий сотрудников.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: