Зачем Украине открытое небо с ЕС

комментировать

На днях Europe Without Barriers провели круглый стол о перспективах Соглашения о eдином авиационном пространстве между Украиной и ЕС (САП).

 Соглашение предусматривает снятие ограничений в воздушном сообщении между Украиной и ЕС, т.н «отрытое небо», а также свободный доступ перевозчиков на внутренние рынки. Кроме того, составной частью договоренности является имплементация Украиной базовых положений европейского законодательства в сфере авиации.

Соглашение было парафировано в 2013 году и с тех пор ожидает подписания. Раньше активно обсуждались самые разные причины такой затянувшейся паузы - от заговора украинских авиакомпаний, которые не хотят открывать рынок, до геополитических теорий. Официально – европейские партнеры не подписывают соглашение из-за разногласий между Великобританией и Испанией по поводу Гибралтара.

Сложно сказать, что на самом деле остановило процедуру подписания САП. Возможно это действительно следствие тяжело идущих переговоров о юрисдикции над Гибралтаром, а может ЕС просто утратил интерес и соглашение потерялось в бесконечных коридорах европейской бюрократии.

Можно предположить, что сегодня украинские перевозчики больше заинтересованы в доступе на рынок ЕС чем европейские авиакомпании в Украину.

На круглом столе были презентованы целых четыре стратегии подписания САП, а также обсуждался action plan, как повлиять на позицию Великобритании и Испании. Действительно проделана не плохая работа, и вполне возможно она принесет свои плоды, а неповоротливость и нерешительность европейских чиновников будет сломлена под давлением украинских общественных институций и усилий нашей дипломатии.

Однако, что государство Украина будет делать с САП, когда и если его подпишут? Соглашение – это лишь набор инструментов, которые позволят построить эффективное регулирование авиационной отрасли. В действительности многие из норм европейского авиационного законодательства, предусмотренные САП, уже можно адаптировать и внедрять в Украине. Даже и до подписания Соглашения. Проблема состоит в том, что нет понимания, как пользоваться этим инструментарием. Все четыре тактики подписания САП не являются производными от стратегии развития авиации Украины. Да собственно и нет такой стратегии. Ни госавиаслужба ни стоящие над ней органы не знают какую модель рынка они будут строить в Украине, транзитную с хабом в Борисполе или открывать point-to-point сообщение из всех региональных аэропортов и активно привлекая low cost компании. Концепция «многовекторности», близкая нашим дипломатам и чиновникам, в данном случае вряд ли будет эффективной.

Украинская авиационная отрасль, к счастью, пока значительно отличается от того, что есть, например, в Молдове или Грузии, которые уже успели подписать САП. Далеко не каждая европейская страна имеет несколько десятков аэропортов, свое авиастроение, сильного национального авиаперевозчика. Как добиться того, чтобы вхождение в единое авиационное пространство создало дополнительные возможности для развития украинской авиации, а не было еще одним шагом на пути к деиндустриализации страны? Подписание и имплементация соглашения о едином авиапространстве с ЕС должны быть частью общей стратегии развития авиации в Украине, а разработка White book украинской авиации должна стать приоритетом для регулятора.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: