Зачем Украине открытое небо с ЕС

комментировать

На днях Europe Without Barriers провели круглый стол о перспективах Соглашения о eдином авиационном пространстве между Украиной и ЕС (САП).

 Соглашение предусматривает снятие ограничений в воздушном сообщении между Украиной и ЕС, т.н «отрытое небо», а также свободный доступ перевозчиков на внутренние рынки. Кроме того, составной частью договоренности является имплементация Украиной базовых положений европейского законодательства в сфере авиации.

Соглашение было парафировано в 2013 году и с тех пор ожидает подписания. Раньше активно обсуждались самые разные причины такой затянувшейся паузы - от заговора украинских авиакомпаний, которые не хотят открывать рынок, до геополитических теорий. Официально – европейские партнеры не подписывают соглашение из-за разногласий между Великобританией и Испанией по поводу Гибралтара.

Сложно сказать, что на самом деле остановило процедуру подписания САП. Возможно это действительно следствие тяжело идущих переговоров о юрисдикции над Гибралтаром, а может ЕС просто утратил интерес и соглашение потерялось в бесконечных коридорах европейской бюрократии.

Можно предположить, что сегодня украинские перевозчики больше заинтересованы в доступе на рынок ЕС чем европейские авиакомпании в Украину.

На круглом столе были презентованы целых четыре стратегии подписания САП, а также обсуждался action plan, как повлиять на позицию Великобритании и Испании. Действительно проделана не плохая работа, и вполне возможно она принесет свои плоды, а неповоротливость и нерешительность европейских чиновников будет сломлена под давлением украинских общественных институций и усилий нашей дипломатии.

Однако, что государство Украина будет делать с САП, когда и если его подпишут? Соглашение – это лишь набор инструментов, которые позволят построить эффективное регулирование авиационной отрасли. В действительности многие из норм европейского авиационного законодательства, предусмотренные САП, уже можно адаптировать и внедрять в Украине. Даже и до подписания Соглашения. Проблема состоит в том, что нет понимания, как пользоваться этим инструментарием. Все четыре тактики подписания САП не являются производными от стратегии развития авиации Украины. Да собственно и нет такой стратегии. Ни госавиаслужба ни стоящие над ней органы не знают какую модель рынка они будут строить в Украине, транзитную с хабом в Борисполе или открывать point-to-point сообщение из всех региональных аэропортов и активно привлекая low cost компании. Концепция «многовекторности», близкая нашим дипломатам и чиновникам, в данном случае вряд ли будет эффективной.

Украинская авиационная отрасль, к счастью, пока значительно отличается от того, что есть, например, в Молдове или Грузии, которые уже успели подписать САП. Далеко не каждая европейская страна имеет несколько десятков аэропортов, свое авиастроение, сильного национального авиаперевозчика. Как добиться того, чтобы вхождение в единое авиационное пространство создало дополнительные возможности для развития украинской авиации, а не было еще одним шагом на пути к деиндустриализации страны? Подписание и имплементация соглашения о едином авиапространстве с ЕС должны быть частью общей стратегии развития авиации в Украине, а разработка White book украинской авиации должна стать приоритетом для регулятора.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: