Ryanair в Борисполе. Законность решения

комментировать

Насколько законны были требования ирландского лоукостера Ryanair в Международном аэропорту Борисполь.

Если отбросить явно незаконные требования Ryanair о бесплатности всего (площади, земельных участков, офисов, услуг и т.п.), и если не обсуждать право/арбитраж, остается по крайней мере два базовых deal breaker требования лоукостера к аэропорту:
  • Фиксированная all inclusive ставка аэропортовых сборов в размере 7,5 долл. США за пассажира, покрывающая три аэропортовых сбора в течение 4-х лет для всех новых рейсов.
  • Распространить 80% скидку на любые рейсы в новый аэропорт, даже если рядом есть другой аэропорт, к которому уже выполняются полеты из Борисполя (например, Лондон с тремя аэропортами).

Ниже краткий анализ законности и возможных последствий такого решения:

Фиксированная ставка:

Размер аэропортовых сборов и максимальная скидка на них установлены нормативно (приказ Министерства транспорта и связи Украины от 26.03.2008 №337). В фиксированную ставку в 7,5 долларов за пассажира должны войти три сбора: пассажирский сбор за авиационную безопасность и за посадку-взлет. Два первых установлены из расчета за каждого пассажира и при условии применения максимальной 80% скидки могут поместиться в 7,5 долларов. Но третий сбор - за посадку-взлет - рассчитан, исходя из максимальной взлетной массы самолета. А если перечислять его на пассажира, то необходимо исходить из фактической загрузки самолета. И взлетная масса и фактическая загрузка - показатели переменные: самолет можно заменить на больший/меньший, загрузка может быть полной/неполной. Так что и ставка сбора за посадку взлет, если ее пересчитать на пассажира, также величина переменная и может дать как превышение 7,5 долларов так и нет. Таким образом, требование фиксированной ставки в 7,5 долларов за три аэропортовых сбора без изменения Приказа №337 выполнить невозможно.

Аэропорт утвердил условия аэропортового обслуживания и цены/скидки на аэропортовые сборы услуги аэропорта Борисполь, которые являются общедоступными и изложены в виде публичной оферты на сайте аэропорта. Согласно этой публичной оферте, любой перевозчик имеет право на применение понижающих коэффициентов к аэропортовому сбору за посадку-взлет ВС на новых рейсах в течение 4-х лет в следующих размерах: первый год - коэффициент 20%; второй год - 40%; третий год - 60%; четвертый год - 80%. То есть, для предоставления фиксированной ставки в течение 4 лет, аэропорт должен изменить публичные условия обслуживания и предложить такую же ставку другим авиаперевозчикам. В противном случае будет иметь место дискриминация, что действующим законодательством не допускается (ст. 31 Хозяйственного кодекса Украины, ст. 6 Закона Украины Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине).

Скидка на новые рейсы

В соответствии с приказом Минтранса №337, скидки на аэропортовое обслуживание регулярных международных рейсов предоставляются с целью расширения географии полетов и увеличения пассажиропотока. Регулярные международные авиаперевозки между Украиной и другими странами выполняются на основании двусторонних международных соглашений. Все такие соглашения устанавливают воздушные линии именно между населенными пунктами двух стран, а не между аэропортами. То есть, рейс Киев (Борисполь) - Лондон (Хитроу), это то же самое, что Киев (Борисполь) - Лондон (Гатвик). Например, воздушная линия Киев-Лондон, эксплуатировать которую намерена авиакомпания Ryanair, уже длительное время эксплуатируется другими авиакомпаниями, которые осуществляют полеты в аэропорты Лондона (Хитроу и Гатвик). Итак, если Ryanair начнет выполнять полеты в другой аэропорт Лондона (Стэнстед) и получит на этой линии более выгодные условия, то это приведет лишь к перераспределению пассажиропотока от других перевозчиков в его пользу, а не к расширению географии полетов или увеличению пассажиропотока. Что противоречит требованиям Приказа №337.

Кроме того, в соответствии с публичной офертой аэропорта, новым международным рейсом не является международный рейс в любой аэропорт, если кратчайшее расстояние (ортодромия) между этим аэропортом и любым другим аэропортом, в который уже выполняются регулярные рейсы из аэропорта Борисполь, составляет менее 100 км.

Итак, если аэропорт согласится с требованиями Ryanair предоставлять скидки на любые рейсы в новые аэропорты независимо от расширения географии полетов и увеличения пассажиропотока, он должен изменить публичные условия обслуживания и предложить такие же условия другим авиаперевозчикам.

Вывод:

Для того, чтобы Ryanair получил фиксированную ставку и скидки на любые свои новые рейсы, Министерство инфраструктуры должно внести изменения в приказ №337.

Условия, которые требует Ryanair, должны быть предоставлены и другим авиаперевозчикам.

Масштабирование условий для Ryanair на других авиаперевозчиков именно и приведет к потере доходности аэропорта, как об этом заявлял директор Борисполя.

Аэропорт Борисполь - это государственное предприятие и создано именно с целью получения прибыли. Конечно, государство имеет полное право решить, как распоряжаться собственным ресурсом и обслуживать Ryanair даже себе в убыток, надеясь на какой-то отложенный эффект или на другие возможные прямые или косвенные выгоды. Но в таком случае министр должен принять именно юридическое решение и нести за него ответственность, а не перекладывать очевидно убыточную сделку на усмотрение руководителя аэропорта.

Комментарии в Фейсбуке и пресс-конференции юридическим решением не является.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: