Кому выгодно перекроить авиарынок

комментировать

Кажется, история нас ничему не учит. Только год назад рынок вздохнул с облегчением, когда после долгих споров была разблокирована процедура назначения авиакомпаний на маршруты. Порядок был компромиссным, с несколькими нормами, вступающими в силу через год, и, как показала практика его применения, требовал доработок. В итоге, в документ был внесены три изменения.

Время поджимало – по старому порядку в июне 2016 должны были вступить в силу требования, которые значительно ограничили бы доступ авиакомпаний на рынок, оставив львиную его долю наибольшему перевозчику. В первую очередь, это требование выполнять полеты внутри страны в течение года перед тем, как просить права на выполнение маршрутов за границу. Проведем параллели. Представьте, что вы поставляете определенные товары или услуги. Провели экономический анализ, изучили рынок, увидели спрос, например, в Польше, договорились с клиентами там. Но буква закона гласит, что вначале нужно поработать с клиентами в Украине. Есть ли внутри платежеспособный спрос? Есть ли необходимость в ваших товарах или услугах? Это неважно. Главное – выполнять правило. Для бизнеса в условиях свободного рынка это странное и неприемлемое требование. Для авиационного бизнеса в том числе.

Естественно, регулятор (Госавиаслужба) удалил эту норму. И тут же зазвучали обвинения в незаинтересованности развивать внутренний рынок. Странно, что остались еще компании, которые не знают, что искусственными методами «из-под палки» рынок не поднять.

Вторая норма, которая должна была вступить в силу в июне, и тоже была отменена – проверка структуры собственности авиакомпании и необходимость, чтобы больше половины акций принадлежали украинским гражданам или нашему государству. Хорошее требование по сути, правильное. И такая проверка обязательно проводится… Во время лицензирования перевозчика! Лицензия – обязательное условие работы на рынке и получения прав на эксплуатацию воздушных линий. Зачем делать двойную работу? Представьте, что вы прошли сложную и длительную процедуру лицензирования, собрав все справки, заполнив множество документов, и благополучно получили лицензию. Теперь хотите начать деятельность, а для этого у вас вновь просят документы, которые вы уже заполняли и подавали, более того, если у вас есть лицензия, значит, вы успешно прошли все проверки. Резонный вопрос – зачем? Это и есть бюрократия в ее худшем выражении. Норма была отменена, и этот шаг был также раскритикован.

В правила было внесено еще одно изменение – требование оплачивать счета. А именно сбор в спецфонд, из которого финансируется в том числе безопасность полетов. Нужно ли объяснять, какое отношение на рынке к должникам? Представьте, что ваш партнер не оплачивает ваши счета, но продолжает пользоваться вашими услугами. А если такая ситуация продолжается с начала 2014 года и сумма задолженности исчисляется десятками миллионов? Дополнительно представьте, что деньги со своих клиентов ваш партнер взял, но вам не перечислил. Резонно предложить ему оплатить задолженность и вернуть, то, что ему не принадлежит, прежде чем рассчитывать на новые услуги. Но это условие также оспаривается с аргументом, что процедура взимания сборов не прописана. Действительно, порядок регламентируется документом 1993 года, конечно, он устарел и нуждается в усовершенствовании. И эта работа уже начата, ведь логично решать вопросы нормотворчества за обсуждением, а не в судах, ставя под удар работу всего рынка. Но это никак не отменяет саму необходимость наличия платежной дисциплины.

Вернемся к урокам истории. Если суд признает указанные изменения незаконными, рынок будет работать по старым правилам, в которых есть один любопытный пункт – если компания не выполняет хотя бы одно требование, она лишается всех ранее выданных

назначений на маршруты. Всех. Рынок вернется не просто в 2015. Представьте, что в течение как минимум ближайшего года у нас на рынке всего пара авиакомпаний, монополия процветает, бюрократия не уменьшается. Развитие авиации? Нет, не слышали.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: