Как получить $1,3 млн инвестиций

комментировать

Закрытие этого seed-раунда было очень затянутым. Откровенно сложно поднять деньги от европейских инвесторов без построенных отношений. С большинством инвесторов этого раунда мы общались больше полугода, исключением был только Артур Костен, бывший директор по маркетингу Booking.com, с которым мы договорились буквально за пару недель.

В итоге, от начала поднятия денег до закрытия раунда прошло больше девяти месяцев и это, конечно, очень отвлекает от бизнеса. Зато мы можем похвастаться невероятным составом инвесторов. Люди, которые инвестировали, имеют уникальный релевантный опыт в построении маркетплейсов. Seed-раунд возглавили Мариуш Гралевски (DocPlanner, Польша), Пшемыслав Гацек (Grupa Pracuj, Польша), Артур Костен (Booking.com, 2003-2012 гг) и другие ангельские инвесторы. Также приняли участие венчурные компании RTAVentures VC (Польша), Xevin Investments (Польша), Hedgehog Fund (Польша), Digital Future (Украина), SMRK (Украина), Techstars (США/Германия).

Условно успех в привлечении инвестиций я бы разложил на пять составляющих:

1) умение вести переговоры и представлять компанию

2) наличие связей

3) потенциал роста стартапа

4) скорость роста

5) команда

Сразу оговорюсь, что пять основных компонентов успеха перечислены в свободном порядке без расстановки приоритетов. Встречают по одежке. В шутку я расшифровываю аббревиатуру моей должности – СЕО, как Chief Everything Officer. Но на деле так и есть: заниматься подчас приходится самыми разными вещами, и, в том числе, на постоянной основе питчить нашу платформу. Поэтому в некотором роде процесс привлечения инвестиций можно считать перманентным, сродни интересным знакомствам, наперед никогда не знаешь где встретишь яркую личность. Но ты должен быть во всеоружии в любой момент – в аэропорту, на конференции или в кафе.

Инвесторов особенно привлекают две вещи: умение подать себя и свой проект, а еще знания. Очень важно говорить на одном языке и находиться на одном уровне. И здесь меня очень выручает страсть к потреблению знаний. Я мало читаю художественную литературу, зато с удовольствием поглощаю материалы о рынках, маркетплейсах, маркетинге, стартапах, стратегиях построения компаний.

Немало полезных знаний удается заимствовать в HR-области, – если знаешь как себя "продать" работодателю, наверняка достучишься и до инвестора. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей Пословица из советского прошлого в современном стартап-сообществе продолжает сохранять актуальность. Например, осенью прошлого года мы принимали участие в конкурсе стартапов TechConnect Astana в Казахстане с призовым фондом $25 000.

Казахстан не является ключевым для нас рынком и несколько тысяч в качестве приза, который мы в итоге так и не получили, едва ли могут хоть сколько-нибудь заметно повлиять на развитие бизнеса. Однако мы ездили не за деньгами или славой, а за контактами и biz dev’ом в самом широком понятии этого выражения. Preply в очередной раз заявил о себе в среде инвесторов и коллег из других стартапов. В прошлом году Preply попал в берлинское отделение крупнейшего американского акселератора Techstars и получил $120 000 инвестиций. Познакомил нас и порекомендовал принять участие в конкурсе (примерно 100 стартапов на место) ранний инвестор Семен Дукач, от которого мы еще несколько лет назад получили ангельские инвестиции. Сейчас мы продолжаем заниматься биздевом в Германии.

В Берлине познакомились со многими фондами и стартапами, в том числе, из Великобритании. Так шаг за шагом мы стремимся входить в международную экосистему. Без нужных контактов сложно, стартап-сообщество достаточно узкое само по себе, и отношения в нем построены на личных контактах.

Компания на миллиард

Можно ли считать компании, которые оцениваются в $1 млрд и больше стартапами? Можно, если обратиться к примеру Uber – его все еще принято называть стартапом, а оценивается он чуть ли не в два раза дороже недавнего приобретения Microsoft в лице LinkedIn. Preply до миллиарда пока как до Луны.

Но успешный стартап уже на начальной стадии должен располагать всеми необходимыми задатками, чтобы до этой самой Луны добраться на определенном этапе своего развития. Если инвестор увидит достаточный потенциал, тогда дело в шляпе. Стартап-индустрия существует за счет того, что венчурные инвесторы помогают масштабировать проекты, и они вкладывают только в тех, у кого есть потенциал на миллиард.

Скорость имеет значение

Одной из главных метрик, которая как раз и отличает стартапы от великого разнообразия остальных компаний, является скорость роста бизнеса. Все должно быть подчинено этому показателю – и степень гибкости бизнес-процессов, и смелость принятия решения, и реинвестирование прибыли, и масштабирование бизнеса на новые рынки. Мы бы еще могли долго закреплять свое присутствие на рынках Украины и СНГ, но для стартапа промедление смерти подобно.

Только наличие успешного трекшена, подтвержденное реальными практическими достижениями (экспансия на новые рынки) и подкрепленное бизнес- показателями (в первую очередь, оборот), позволит рассчитывать на интерес со стороны инвесторов. Если оперировать языком математики и физики (инвесторы вообще большие сторонники цифр и немецкой точности во всем), то значение имеет не только скорость, но и ее первая производная – ускорение. Еще год назад,после СНГ, мы в течение 6-9 месяцев открывали для себя Польшу.

Теперь же это непозволительная роскошь для нас, и уже в разработке находится сразу несколько новых рынков. Чтобы избежать возможных ошибок, сначала мы тестируем новые рынки, инвестируя в них ограниченный объем средств. Как только видим устраивающие нас результаты, начинаем больше тратить денег на развитие. Иначе оперативно переключаем фокус на другие страны. Времени на раскачку совершенно не остается.

Человеческий капитал

Этот термин недаром получил широкое распространение на Западе в среде HR. Там жесткая конкуренция, и кадровая политика в компании нередко напрямую влияет на ее успех на рынке.

Надо ли удивляться тому, что инвесторы тоже внимательно относятся к составу команды стартапа. Таланты и лояльные сотрудники – последнее на чем может себе позволить экономить стартап. Мы ищем лучших из лучших. Людей, которые готовы посвятить Preply много своей энергии. Сейчас в команде 28 человек, из которых семь иностранцев из Бразилии, Мексики, Канады, Турции, Польши и Германии. Плотно работаем над усилением продуктовой команды, ищем крутых программистов и дизайнеров с опытом построения международного продукта. Расширяем маркетинговую команду специалистами в области SEM (SEA и SEO), SMM и контент маркетинга со свободным английским.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: