Электронная монополизация

комментировать

Борьба с контрабандой и наполнение бюджета или все же тотальная узурпация рынка электроники.

Реалии современности ведут к глобальной монополизации как зарубежного, так украинского рынков продуктов электронного производства. Ведущие мировые вендоры и украинские дистрибьютеры продолжают узурпировать рынок электроники путем прямого лоббирования законодательных нововведений, значительно ужесточающих условия импорта.

Приемы монополизированного влияния разнообразны. В частности, можно выделить такие существующие способы как национальный принцип исчерпания права, сертификация, а также запланированные нововведения в виде увеличения налогового давления на трансграничные интернет-продажи (крос-бординг).

В данной статье мы определим суть и влияние на рынок как существующих, так и запланированных способов монополизации.

Субъекты монополии нередко действуют по принципу обратного присовокупления. Суть данного явления заключается в закономерном реагировании на определенные процессы реформирования в государстве. Иными словами, это когда в противовес одних законодательных инициатив выдвигаются другие инициативы (угодные субъекту, лоббирующему монополию).

Подобного рода действие в конце 2016 года провела Ассоциация предприятий информационных технологий. В определенном смысле реагируя на законопроект от 16.11.2016 года №5401 (предложено отменить в Украине налог на добавленную стоимость), Ассоциация направила в Министерство финансов Украины предложение о фактическом увеличении налогового давления на импорт. Суть предложения заключается в снижении не налогооблагаемого порога зарубежных покупок с 150 евро до 22 евро.

Официально АПИТ аргументирует необходимость введения данной инициативы тем, что такое нововведение позволит снизить уровень теневого импорта и увеличить уровень налоговых отчислений. Ассоциация заявляет, что в целях неуплаты налогов недобросовестные импортёры разбивают товар на отдельные партии, цена которых составляет менее 150-ти евро. Впоследствии такие субъекты перенаправляют в Украину товар дробными частями посредством международных почтовых либо экспресс-отправлений, в результате минимизируя налоговые обязательства. Такие действия в негативном аспекте приводят не только к росту теневого импорта, но и к значительному недофинансированию государственного бюджета за счет общеобязательных налоговых отчислений.

На первый взгляд инициатива АПИТ обоснована и справедлива. Тем не менее, для анализа реального соответствия инициативы заявленным целям, первым делом необходимо определить выгодоприобретателей и стороны, теряющие от введения в действие подобного рода нововведений.

Если брать к примеру рынок электроники и IT-товаров, то безусловными выгодоприобретателями будут ASBIS Ukraine (официальный дистрибьютер Apple, Prestigio, GSmart, Blackberry), Samsung Electronics Украина, MTI, ERC и прочие. Если выявить незаинтересованные стороны, то ими на наш взгляд окажутся конечные потребители.

На данный момент потребители электроники видят экономическую целесообразность в покупках товаров по системе cross border (розничные покупки через международные интернет-магазины). Факторы экономической выгоды разнообразны, начиная от отсутствия предпродажной наценки, заканчивая добавочной стоимостью за бренд. Зачастую такие потребители покупают товары электроники среднего и бюджетного сегмента, цена за которые (товары) составляет до 150 евро. После введения предложенной АПИТ инициативы, продажи cross border в значительной степени могут снизится, поскольку в результате предложенных нововведений цена практически любого товара среднего или бюджетного сегмента увеличится на ставку налога. Таким образом, границы свободы для обычного потребителя в плане выбора источника для покупки, будут значительно сужены, что является выгодным для рынка монополии.

Другая проблема, которую можно отнести к уже существующим способам монополизации – это национальный принцип исчерпания прав на товарные знаки.

Многие развивающиеся украинские компании заинтересованы самостоятельно официально импортировать продукты электронного производства с международных рынков. Данные намерения могут создавать устойчивый плацдарм для свободной и здоровой конкуренции на рынке. Такие компании готовы предложить более низкие цены при том же качестве товара, который на сегодняшний день реализуется крупными игроками на рынке. Но проблема в том, что без передачи производителем прав на реализацию товара, легально это сделать невозможно.

Принцип исчерпания прав закреплен в п.4, 6 ст.16 ЗУ «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (исключительное право владельца свидетельства запрещать другим лицам использовать без его согласия зарегистрированный знак; использованием знака признается нанесение его на любой товар, для которого знак зарегистрирован, упаковку, в которой содержится такой товар, вывеску, связанную с ним, этикетку, нашивку, бирку или другой прикрепленный к товару предмет, хранение такого товара с указанным нанесением знака с целью предложение к продаже, предложение его для продажи, продажа, импорт (ввоз) и экспорт (вывоз).

Вместе с тем, эксклюзивное право на импорт техники закреплено в Таможенном реестре объектов прав интеллектуальной собственности. Заявленная цель реестра - предотвращение поступления в страну контрафактных товаров. Но по факту, ввиду действия национального принципа исчерпания прав, реестр является определенного рода блокиратором для бизнеса.

Те компании, которые не внесены в реестр, не имеют права ввозить в Украину товар. Согласно Порядка регистрации в Таможенном реестре (приказ Министерства финансов Украины от 30.05.2012 года №648), к заявлению на внесение в реестр необходимо предоставить документ или сведенья, подвергающие наличия прав на объект. Таким образом, внести компанию в реестр может только производитель продукции или лицо, которому передано право интеллектуальной собственности на продукцию. При этом вендоры ограничивают число импортеров в Украине, из-за чего зона свободной конкуренции значительно ущемлена. Между тем, во всех цивилизованных странах Запада действует международный принцип исчерпания прав, при котором товар без разрешения производителя может ввозить любой игрок.

Еще одним ограничением свободной конкуренции в Украине является государственная система сертификации продукции («УкрСЕПРО»). В Украине ее организовывает Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт Украины), который является Национальным органом по сертификации.

В Украине сертификация осуществляется в соответствии с Порядком  таможенного оформления импортных товаров, которые подлежат обязательной сертификации в Украине (постановление КМУ от 14.05.2008 года №466).

Заявленная цель и необходимость сертификации объяснимы и просты - продукты электронного производства, ввозимые в Украину, должны пройти проверку на соответствие национальным стандартам. Однако если анализировать данное явление глубже, мнение складывается противоречивое.

Во-первых, стоимость подобного рода проверки составляет десятки тысяч гривен, и естественно, расходы несет импортер. Во-вторых, сертификация привязана не к продукции («продукт определенного вида и ТМ – сертификат»), а к субъекту импорта («импортер – сертификат»).

Иными словами, каждый отдельный импортер должен приобрести свой отдельный сертификат, стоимость которого (учитывая реальные ресурсо-затраты), безосновательно завышена. При этом, необходимость получения сертификата не зависит от того, сертифицировался ли товар ранее иными игроками рынка. И что немаловажно, данные требования существуют в условиях, что практически вся ввозимая в Украину техника уже сертифицирована по стандартам ЕС и США, которые (стандарты) не соизмеримо выше стандартов Украины.  

Но главный корень проблемы национальной системы сертификации заключается в другом. Госпотребстандарт Украины запрашивает у правообладателя интеллектуальной собственности разрешение на испытание устройства, без которого сертификат не выдать. Такое разрешение получить фактически невозможно по причине блокирования крупными игроками выход на рынок новых субъектов.

Таким образом, с учетом специфики национальной системы сертификации продукции, а также особенностей функционирования Таможенного реестра, свободная конкуренция в Украине на импорт техники фактически уничтожена. Данные реалии практически загоняют живой бизнес в тень, тем самым освобождая пространство рынку монополии.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: