О новом антимонопольном законодательстве

комментировать

В январе текущего года Верховная Рада Украины утвердила существенные изменения в Закон «О защите экономической конкуренции».

Данные изменения направлены, в первую очередь, на дерегуляцию сферы слияний и поглощений. Предполагается, что такая дерегуляция будет осуществлена путем увеличения стоимостных показателей (размера активов и объемов реализации товаров и услуг), достижение которых требует обращения субъектов хозяйствования в Антимонопольный комитет с целью получения разрешения на планируемую сделку (концентрацию).

Пока участники рынка ожидают дня, когда вышеуказанные изменения вступят в силу, Антимонопольный комитет активно занимается разработкой подзаконных нормативно-правовых актов, позволяющих в полной мере реализовать прогрессивные планы законодателя.

В частности, недавно на сайте Антимонопольного комитета был размещен проект новой редакции Положения о порядке подачи и рассмотрения заявлений о предварительном получении разрешения АМКУ на концентрацию субъектов хозяйствования (Положения о концентрации).

С целью обсуждения нюансов новой редакции положения о концентрации Антимонопольный комитет инициировал проведение «круглого стола» для практикующих в сфере антимонопольного права юристов. Следует отметить, что участники мероприятия оценили обсуждаемый документ с оптимизмом.

Действительно порадовала юридическая техника нового положения и сокращение перечня запрашиваемых документов и информации. Но, конечно же, все участники обсуждения с интересом ожидают вступления положения в силу, воздерживаясь от категорических комментариев до применения новых правил и процедур на практике.

Итак, попытаемся сделать обзор основных новшеств, предлагаемых Антимонопольным комитетом в сфере получения разрешений на концентрацию.

Первое и главное нововведение, фактически дублирующее положение закона, о котором речь шла ранее – это увеличение стоимостных показателей, являющихся своеобразным индикатором для определения необходимости обращения с заявлением в Антимонопольный комитет.

Таких «тестов» согласно новому антимонопольному законодательству два. Обращаться с заявлением о получении разрешения на концентрацию необходимо в случаях, если:

- совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров участников концентрации, с учетом отношений контроля, за последний финансовый год, в том числе за рубежом, превышает сумму, эквивалентную 30 миллионам евро (по курсу НБУ), и при этом стоимость (совокупная стоимость) активов или объем (совокупный объем) реализации товаров в Украине не менее чем у двух участников концентрации, с учетом отношений контроля, превышает сумму, эквивалентную 4 миллионам евро (по курсу НБУ);

- совокупная стоимость активов или совокупный объем реализации товаров в Украине предприятия, касательно которого приобретается контроль, или субъекта, активы, доли (акции, паи) которого приобретаются в собственность или получаются в управление и пользование, или хотя бы одного из основателей создаваемого предприятия, с учетом отношений контроля, за последний финансовый год превышает сумму, эквивалентную 8 миллионам евро (по курсу НБУ), и при этом объем реализации товаров хотя бы одного другого участника концентрации, с учетом отношений контроля, за последний финансовый год, в том числе за рубежом, превышает сумму, эквивалентную 150 миллионам евро (по курсу НБУ).

Лица, сталкивавшиеся ранее с комплаенсом в сфере антимонопольного права, безусловно, могут ощутить пропасть между старыми и новыми пороговыми показателями. Без сомнения можно утверждать, что данное изменение является уверенным шагом навстречу гармонизации национального законодательства с европейскими стандартами.

Не менее важным новшеством является введение упрощенной процедуры подачи заявлений, которая предусматривает сокращение сроков рассмотрения заявления комитетом, а также ощутимое ограничение количества документов и информации, которые необходимо предоставить для получения разрешения.

Данная процедура будет применяться в случаях, когда: а) только один участник концентрации осуществляет деятельность на территории Украины, либо б) совокупная доля участников концентрации на одном и том же товарном рынке не превышает 15 процентов, либо в) доли или совокупные доли участников концентрации не превышают 20 процентов на товарных рынках, на которых реализуется продукция (товары, работы, услуги), без приобретения или реализации которой хозяйственная деятельность любого другого участника концентрации невозможна.

По прогнозам руководства Антимонопольного комитета, озвученным во время проведения «круглого стола», львиная доля заявлений будет соответствовать условиям, предусматривающим их рассмотрение именно по упрощенной процедуре, что не может не радовать и участников рынка.

Среди прочего следует отметить:

- наличие права субъектов хозяйствования, не являющихся заявителями подавать заявления о вступлении в качестве третьих лиц в процессе рассмотрения заявлений Антимонопольным комитетом, для предоставления собственных возражений к планируемой концентрации;

- обязательство публиковать на сайте Антимонопольного комитета информации о начале рассмотрения каждого дела о концентрации, а также принятых по результатам рассмотрения решений;

- возможность проведения предварительных консультаций между заявителями и сотрудниками комитета, а также согласования окончательного текста решения;

- значительное сокращение информации о руководителях участников концентрации и сужение перечня лиц, по которым заявители обязаны предоставить информацию;

-  отсутствие необходимости дублирования предоставляемой информации путем заполнения специального программного обеспечения.

В то же время новым положением предусмотрено повышение требований к экономическому обоснованию планируемой концентрации, которое, по убеждению руководства комитета, можно будет качественно подготовить исключительно при условии привлечения квалифицированных экономистов и маркетологов.

С высокой долей вероятности можно утверждать, что планируемые новшества значительно поспособствуют смягчению отечественного бизнес-климата: случаев необходимости обращения в регуляторный орган станет гораздо меньше, разрешения будут предоставляться оперативнее, а работа Антимонопольного комитета сосредоточится на действительно значимых для рынка слияниях и поглощениях.

И хотя объективно оценить осуществленные изменения мы сможем только после применения новых процедур на практике, на личном опыте испытав реформированное законодательство на предмет его инновационности и целесообразности, уже сейчас можно поблагодарить Антимонопольный комитет за его стремление усовершенствовать и упростить бизнес-процессы, нуждающиеся в поддержке во время затянувшегося экономического кризиса.

 

  

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: