Кто зарабатывает на нелегальных заправках

Нередко можно встретить бравые рапорты Фискальной службы о том, как где-то в Черниговской или Херсонской областях в результате спецоперации была «накрыта» нелегальная АЗС
Что сказать, дело нужное. Но есть все основания утверждать, что если бы налоговики делали свою работу повсеместно и добросовестно, такие сообщения появлялись бы каждый день. Но самое интересное, что такой поток новостей мог бы минимум на полгода обеспечить один Киев. Именно здесь сконцентрирована основная масса нелегальных заправочных станций. Речь
комментировать

Нередко можно встретить бравые рапорты Фискальной службы о том, как где-то в Черниговской или Херсонской областях в результате спецоперации была «накрыта» нелегальная АЗС.

Что сказать, дело нужное. Но есть все основания утверждать, что если бы налоговики делали свою работу повсеместно и добросовестно, такие сообщения появлялись бы каждый день. Но самое интересное, что такой поток новостей мог бы минимум на полгода обеспечить один Киев. Именно здесь сконцентрирована основная масса нелегальных заправочных станций. Речь о несметном количестве «наливаек» сжиженного газа.

Заправляясь на отдельно стоящем газозаправочном пункте (АГЗП), попросите заправщика дать чек на нужную вам сумму, приготовив на эти цели 10 гривен. Заправились на 100 грн, а отчитаться нужно на 200? Будь ласка! На 300? «Велкам!», – скажет вам заправщик, укладывая деньги за газ в свою жилетку или напоясную сумочку.

Как вы думаете, отпустили бы вам фиктивно 10-15 литров газа, если бы потом с каждого литра пришлось заплатить 1,2 грн налога? По сути, кассовый аппарат на такой заправке – обыкновенный принтер, не отягощенный связями с ГФС.

Именно поэтому слезы мешают говорить, когда смотришь на официальную отчетность по розничной реализации сжиженного газа. Например, если в 2015 году по оценкам консалтинговой группы А-95 автомобилисты потребили не менее 950 тыс. т пропан-бутана, то официальная отчетность говорит о 540 тыс. т.

Более половины рынка сжиженного газа находится в тени

Ряды так называемых киевских дырочников (по месту расположения, почти в каждой дырке в заборе, именно поэтому их также иногда называют подзаборниками) насчитывают от 150 до 250 станций. Это составляет больше половины всего рынка сжиженного газа, который оценивается в порядка 800 млн литров в год.

Борьба с нелегалами, которую развернули киевские власти в 2015 году, с громким треском провалилась. Если вкратце, то демонтируемые за нарушение правил градостроительства заправки через несколько дней возвращаются на места, как бабушки у метро. Но самое удивительное в том, что столичные власти пробуют подступиться к данной проблеме как угодно, кроме, казалось бы, самого действенного рычага – фискальной службы. В неофициальных беседах городские урядники говорят, что налоговики им не подчиняются, а соответственно и привлечь их к процессу борьбы с «газовыми» нелегалами сложно.

Понять сложно как мэрию, так и налоговиков. И вот почему: главная добыча нелегальных заправок – сбор с розничного оборота подакцизных товаров (пропан-бутан тоже к ним относится). В 2015 г. он составлял 5% от розничной цены (около 45 коп./л в среднем по году), а с 1 января 2016 г. абсолютизировался на уровне 0,042 Евро/л или порядка 1,2 грн/л. Важная деталь: бюджетным кодексом предусмотрено, что этот сбор был введен в рамках программы децентрализации и целевым образом направляется в местные бюджеты. С учетом новой ставки, потери столичного бюджета от «серых» заправок составят до 30 млн грн в месяц. Как видим, тут уже не вопрос благоустройства, а немалых денежных сумм, которые городские власти просто не хотят взять.

Что уж говорить о налоговиках, которые вечно жалуются на недобор денег в бюджет. На прямой вопрос «что делать?» руководитель ГФС Роман Насиров посоветовал мне обращаться на горячую линию и писать жалобы. А на что жаловаться-то? На то, что чек выдают уже после отпуска товара, а команду пистолету дает не касса, а кнопка на колонке?

Есть ощущение, что опыт «газовых» нелегалов сейчас активно начнут перенимать и «белые» сети, так как конкурировать им станет совсем сложно. Если раньше преимущество было 45 коп, то сейчас 1,2 грн/л (почти 15% от цены реализации). Уже отчетность некоторых известных сетей становится весьма подозрительной.

Откровенно удивляет то, что на протяжении всей истории Украины как независимого государства злоупотребления в сфере торговли нефтепродуктами были и есть, унося из бюджета огромные суммы. Учитывая обороты, неужели нельзя усилить контроль за заправками. Которые торгуют без налогов буквально под носом у налогового главка.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: