Украина готовится жить без денег МВФ

Министр финансов Александр Данилюк просит не паниковать из-за возможной отсрочки четвертого транша МВФ - еще не все пропало
Фото: rbc.ua

Министр финансов Александр Данилюк просит не паниковать из-за возможной отсрочки четвертого транша МВФ - еще не все пропало

Что стоит за заявлением министра финансов о том, что страна справится без четвертого транша.

Вероятность того, что Украина не получит очередной транш от МВФ в размере $1,3 млрд до конца 2016 года, становится все более высокой. Миссия МВФ отбыла из Украины на прошлой неделе, так и не увидев большого прогресса в проведении пенсионной и земельной реформ, предусмотренных программой сотрудничества с Фондом. Члены комиссии уже успели заявить, что Украине требуется дополнительное время для выполнения текущего этапа программы расширенного финансирования.

Министр финансов Александр Данилюк поспешил заверить общественность и профессиональное сообщество, что на данный момент острой необходимости в деньгах МВФ нет: «Все пропало» не будет».

Так как кредиты от Фонда идут в резервы НБУ, а не в бюджет страны, то перед Кабмином не возникает какой-либо дополнительной необходимости искать деньги для его замещения. «Транш МВФ – это, в первую очередь, сигнал о том, что программа продолжается. Это важно для внешних инвесторов и других международных организаций», – пояснил он.

О том, что на самом деле означает очередная отсрочка в финансировании страны со стороны западных партнеров, НВ Бизнес рассказали ведущие украинские эксперты.

 


Главный экономист Dragon Capital Елена Белан

На сегодняшний день у нас неплохие накопления валюты и в резервах НБУ, и на счетах правительства. Учитывая, что на первую половину 2017 года запланировано очень мало платежей по обслуживанию валютного долга – необходимости в средствах МВФ большой нет. По крайней мере, до середины следующего года можем прожить без дополнительных заимствований.

Позже проблемы могут начаться, потому что начнутся запланированные выплаты и по внутренним валютным долгам, и по кредиту МВФ. И каждый год суммы этих выплат будут увеличиваться. То есть если в 2017 году нам нужно заплатить $2,3 млрд из бюджета, то через год – это уже будет $3,2 млрд, а в 2019 году – $5,5 млрд. К тому же 2019 год у нас еще и избирательный, а заимствовать во время выборов обычно значительно сложнее, поэтому у нас остается около двух лет для накопления валюты. Если же мы не получим средства от МВФ в рамках программы, то надо работать над тем, чтобы иметь бюджетный профицит и профицит внешне-торгового баланса, и тогда выплачивать долги теми поступлениями валюты в страну.

 


Генеральный директор инвесткомпании Concorde Capital Игорь Мазепа

Стал вопрос, что резервы Национального банка не будут пополнены. Ведь был план довести их до конца 2016 года до $18,7 млрд, и очевидно, что этот план провален. В ситуации стабильности, в принципе, ничего критического в этом нет. Но резервы НБУ важны для поддержания долгосрочной стабильности. Для того, чтобы дать сигнал рынку, что во времена турбулентности, как, например, в последние несколько недель, НБУ будет в состоянии воздействовать и стабилизировать курс.

Задержка с траншем – это также плохой сигнал для потенциальных частных инвесторов, которые рассматривают возможность занести деньги в украинскую экономику. Потому что это является сигналом, что все же страна не стала на курс реформирования. И это скажется на наших долгосрочных перспективах.

 


Исполнительный директор Центра экономической стратегии, член совета Реанимационного пакета реформ Глеб Вышлинский

С одной стороны, действительно нет такой острой необходимости в этих деньгах, чтобы, например, заткнуть какие-то дыры в бюджете. Но, с другой стороны, у нас очень низкие темпы экономического роста и нужно всеми способами создавать привлекательную картинку для иностранных инвесторов. А постоянные паузы в программе МВФ лишь подчеркивают, что реформы сталкиваются с большим сопротивлением.

Для украинской власти имеет смысл ускориться в 2017 году с выполнением программы МВФ, как минимум, для того, чтобы до того, как начнется предвыборная кампания и одновременно серьезные внешние выплаты по внешнему долгу, иметь накопленные резервы. В 2018-2019 годах особо никаких реформ из-за «выборов на носу» проводиться не будет. А эти деньги выдаются по графику, который есть в программе фонда и зависит от того, как мы этот план выполняем.

 


Эксперт в сфере энергетики, бывший член НКРЕКУ Андрей Герус

С экономической, финансовой точки зрения, если мы не получим до конца этого года транш, то действительно ничего страшного не произойдет. Сейчас достаточно благоприятная конъюнктура на мировых рынках стали и руды. У нас металлургия неплохо работает, поэтому есть валютные поступления. Можно считать, что у нас более-менее нормально с бюджетом, и критических потребностей именно в деньгах нет.

Однако это большой минус, с политической точки зрения. Да и с точки зрения имиджа и репутации, также для нас будет иметь негативный эффект. Ибо если, согласно плану, какой-то транш должен был быть, но есть информация, что его нет, инвесторы сразу пересматривают свои планы в сторону более сдержанного поведения в отношении страны.

А вот в следующем году этот транш нам обязательно будет нужен. Во-первых, уже началась коррекция на рынках и она будет на экспортных рынках, на рынках металлургии, где мы являемся крупным участником. И поэтому есть риск сокращения валютных поступлений в страну. Во-вторых, в следующем году уже предусмотрены выплаты по внешним долгам.

 


Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин

Основная проблема заключается в том, что задержка кредита МВФ – это задержка реформ. Украина проводит инерционное восстановление экономики, и те основы экономического роста, которые сегодня мы слышим от правительства – рост экономики на 2-3% – это крайне слабые числовые ориентиры. Нужно вводить инструменты, которые бы дали Украине возможность расти в течение следующих пяти лет с темпами 7-8%. Тогда можно говорить, что Украина вышла на устойчивый путь развития и способна самостоятельно продуцировать ресурсы, необходимые для развития и роста. Тогда можно говорить, что мы не пропадем без помощи МВФ.

Представители МВФ неоднозначно оценили наши результаты и выразили серьезные сомнения относительно продуманности нашей внутренней экономической политики, системы субсидий, когда значительная часть людей получает помощь, а зарплаты при этом остаются низкими. А мы еще без какого-либо экономического ускорения пошли на двукратное повышение минимальной зарплаты. А значит, нужно повысить и другие социальные стандарты. Это вызывает большое сомнение относительно сбалансированности нашей экономики и способности обеспечить ее экономический рост.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Экономика ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: